• Карточка путешествия
  • Место на карте



Совсем недавно я вернулся из, наверное, самой интересной и ожидаемой поездки на Кавказ. За две недели авто путешествия мы проехали 4000км отсняли 350 ГБ фото и видео материала и испытали эмоции, которые не забыть. И пока еще свежи воспоминания и впечатления от путешествия решил написать этот рассказ. Но обо всем по порядку:

МОСКВА — АРХЫЗ

17 августа 5 часов утра, а мы уже летим по пустой трассе на встречу приключениям. Багажник 120 Прадика до отказа забит вещами, а то что не влезло назад надежно закреплено в экспедиционной сетке под потолком. Ещё прохладный утренний воздух приятно обдувает и настроение у всех отличное.


Первую остановку делаем под Воронежем, на пляже реки Дон. Завтрак ,15 минутный перерыв и снова в путь. Ближе к вечеру попадаем в пробку в г. Ростов – на – дону. Навигатор провел нас в обход затора на М-4 через край города где ремонтировали мост. Там мы попали в еще большую пробку и потеряли примерно полтора часа времени. Проехав примерно 150 км от Ростова в сумерках, мы остановились на берегу реки Ея. Основная часть пути пройдена, и мы уже в Краснодарском крае.
Навигатор сообщает нам что до нашей цели осталось 400 км, а 1200 уже остались позади.
Ставим палатки, плотно ужинаем и ложимся спать.
Если учесть, что в ночь перед поездкой я уснуть не смог и прибавить к этому 1200 км пути – то сон пришел сразу.

Подъем в 7 утра легкий завтрак и снова в путь.
Ближайшие 300 км ландшафт практически не меняется, кругом поля, кукуруза и подсолнухи)))
И только после Черкесска местность становиться холмистой и плавно переходит в горные пейзажи. И вот наконец Архыз! Альтиметр показывает 1600 над уровнем моря, слегка закладывает уши.
Делаем небольшую остановку что бы сообщить домой что все в порядке дальше сотовой связи ближайшие три дня не будет.

СОФИЙСКАЯ ПОЛЯНА

Сам поселок мало похож на туристический и больше напоминает обычную и далеко не самую крупную горную деревню. Через 5 км поворот на лево – прощаю асфальт. По деревянному мосту проезжаем реку Псыш и начинается каменистая и малокомфортная дорога которая через несколько километров «кишкотряса» уходит в небольшую речку, затем превращается в обычную грунтовку и вот она Софийская поляна.
Погода была на нашей стороне и позволила насладиться прекрасными видами самой поляна ну и конечно горой София с многочисленными ледниками на фоне альпийских лугов и водопадов.
Доезжаем до основного места кемпинга – наблюдаем огромное количество палаток и принимаем решение поискать место мене «населенное» что бы с комфортом и без лишних глаз разместиться.
Находим не плохой вариант на пол пути к так называемому «Седлу» Дорога грунтовая с приличным 45 градусным уклоном и в повороте разбита такими же отчаянными, как и мы))
Немного оценив ситуацию: блокировка, понижающая и друга за руль. В подъем заезжаем уверенно в повороте машина слегка вывешивается что придает немного экстрима, когда я решил запечатлеть памятный момент на экшен камеру стоя на подножке.
Пока ставили лагерь и размещали вещи наступил вечер. К тому монету облака совсем исчезли и нас ждала первая ясная ночь.
Практически разрываясь между ужином и выбором композиций для Time lapse мне все- таки удалось поесть. Млечный путь предстал перед нами во всех своих подробностях и лишь отдельные огни налобных фонарей мелькали внизу в основном кемпинге особо не доставляя проблем.

Пока фотоаппараты продолжали стирать затворы мы вдоволь насладились красотами скорпиона и стрельца в 100 мм бинокль на хлипком фото штативе.
Спать легли под утро, небо не отпускало.

Хорошенько выспавшись еще от вчерашней дороги целый день отдыхали, гуляли по окрестностям и просто балдели под шатром. Вторая ночь была уже малооблачной к утру затянуло, пошел небольшой дождь.
На утро перед нами возникла делаема оставаться здесь еще на одну ночь что бы сходить к софийским озерам, либо ехать дальше по маршруту. Приняв во внимание сомнительный прогноз погоды и крутой спуск вниз по грунтовые дороги на обычной шоссейной летней резине решили не испытывать судьбу и пока еще, мы тут не застряли ехать дальше.
Собираем лагерь, возвращаемся на асфальт, следующая остановка…

ПЛАТО БЕРМАМЫТ

Заблаговременно, когда я планировал маршрут к плато из немногочисленных возможных подъездов был выбран маршрут через поселок Учкекен. Дорога тем временем превращаться в настоящий горный серпантин, растет высота, снижается эффективность бензинового пусть и 4 литрового двигателя. Заправив полный бак и 20 литровую канистру по пути в Карачаевске снова попрощавшись с асфальтом и подкрепившись местной шаурмой, мы попадаем на каменистую, но уже весьма укатанную дорогу и едем в сторону плато.
В описании видео было не совсем понятно где именно нужно свернуть с каменки на грунтовку поэтому пришлось ехать по off road навигации напрямик полем к заветной координате. Наконец через 5-7 километров мы все-таки выехали на гравийку с элементами грунтовки, а может, и наоборот))) И надо сказать вовремя. С юга –востока, когда уже показалось очертание самого плато на нас, стремительно надвигались облака. Последний километр мы ехали уже в плотном тумане, а дождь барабанил по крыше. Навигатор рисует что мы на месте, только вот увидеть ни чего нельзя. Начался ливень дорога сразу же раскисла, а туман усилился до такой степени что я уже с трудом различал капот.

После полуторачасового полива практически мгновенно облака отступили и нам открылся шикарный вид с плато на Приэльбрусье, а через пол часа и на сам Эльбрус.
Ставим лагерь, ужинаем на этот раз до темноты и снова великолепная ночь.

Виды просто захватывают дух, за ночь успеваю отснять 4 флешки и разрядить 4 аккумулятора.
Под утро мне уже не хватало двух фотоаппаратов, нужно было одновременно снимать море из облаков, восход Венеры и Луны на фоне утренней зари и как солнце освещает Эльбрус.

Разбудил своих спящих товарищей, потому что пропустить такое непростительно.

Довольный и вымотанный ложусь до вечера спать.
К ночи погода снова испортилась, поужинал и снова стал набирать часы недосыпа.
Утром проснулся минут за 5 до рассвета. Практически успел снять восход солнца над уже привычной картиной морем из облаков.
Погода снова отметилась своей нестабильностью и традиционно под начинающийся дождь мы собираем лагерь, ведь нам нужно еще от сюда выехать.
Несмотря на бескомпромиссное везение к следующей поездке решаю купить грунтовую резину.
Далее по плану у нас было заночевать с северной стороны Эльбруса проехав как можно дальше по новой трассе Кисловодск — Джилсу. Но к ней надо было еще выехать.
Конечно можно бы было вернуться старым маршрутом через Учкекен выехать на Асфальт и проехав через Кисловодск попасть на трассу. Но крюк получается довольно большой, и мы пробираемся практически напрямик к трассе полями, непонятными потаёнными дорогами, точнее просто следами от других машин когда-то здесь проезжавших.
На помощь снова приходит GPS Навигация (без нее ни куда) после довольно крутого спуска по заросшей грунтовой дороге мы все-таки выехали на трассу в районе поселка Кичмалка.

СЕВЕРНАЯ СТЕНА ЭЛЬБРУСА

Точного тега стоянки у нас запланировано не было, чем ближе к Эльбрусу, тем лучше.
Делаем остановку в придорожном кафе (шашлык, хачины, айран) поели как следует и опять не зря!
По дороге к Эльбрусу открывались все новые панорамы, и мы не упустили возможность сделать несколько фотографий в коллекцию.

Продвигаемся на Юг Эльбрус становиться больше, дальше основная дорога уходит к самому подножью и виды будут явно не очень.
Нашли съезд на каменистую дорогу по краю горы над солидным обрывом. Дорога узкая и не лучшего качества, разъехаться со встречным транспортом будет невозможно. Много закрытых поворотов в голове вериться одно только бы не встречка. Успешно добрались до кармана и небольшой обзорной площадке с, наверное, один из самых лучших видов на Эльбрус за всю поездку. Снимаю композицию для будущего ролика, пол часа перекур.


Есть вариант спуститься вниз по дороге и заночевать в альпинистском лагере у подножья горы, но прикинув перспективы обзора с этого места решили сразу ехать к следующей точке интересов с весьма обещающими видами.

ПЛАТО КИНЖАЛ

Тем временем бак был наполовину пуст, а впереди нас ждал еще неизвестный маршрут к плато, так как информацию по дорогам я туда не нашел.
Все-таки пришлось нам заехать в Кисловодск и сделать небольшой крюк, но это лучше, чем остаться без топлива в безлюдной местности. И снова цивилизация, сотовая связь, интернет.
Заодно прогружаем Гугл карты что бы хоть как-то ориентироваться по маршруту до плато.
В Кисловодске запасаемся провизией, и опять не зря, когда мы приехали на плато воды там, как и предполагалось не было. Короткий сеанс связи с домом и опять в дорогу.
Доезжаем до поселка Каменомостское и снова асфальт заканчивается. Дорога оказалась лучше, чем ожидалось, при условии, что чего ожидать мы не знали. От поселка до самого плато порядка 35 км по довольно неплохой каменной дороги практически с полным отсутствием трафика.
Потеряв много времени на заправку, пополнение провизии и переезд опять слегка не рассчитали и темнеть стало еще в середине пути. И снова знакомый нам туман практически с нулевой видимостью. И если на Бермамыте мы еще хоть успели увидеть очертания плато и понять, что мы на нужном месте то здесь мы ехали в неизвестность полностью доверившись навигатору.
Прибыли на место, не можем сориентироваться и только альтиметр и компас хоть как-то вносит ясность в происходящее.
Выхожу из машины с трудом нахожу съезд с дороги и ровную площадку для лагеря как потом оказалось, как раз на самой высокой точке плато))). Заезжаем по влажной от тумана траве через поле объезжая камни и под сцену напоминающую фильм ужасов ставим палатки.
Тишина давит на уши, из-за тумана ничего не видно. Становиться жутковато.
Обессиленные от целого дня в пути ложимся спать уже не обращая внимания на обстановку.
Проснувшись утром от пригревавшего солнце которое палатку превращает в теплицу минут пять любовался один из красивейших пейзажей в моей жизни. Вид с плато был шикарным, Эльбрус был уже крупнее чем с бермамыта, обрывистые скалы за миллионы лет обтесавшиеся под действием ветра и осадков, облачный фронт разделился на высокую и низкую облачность и перемешался в красках восходящего солнца.
Но все удовольствие длилось не долго, буквально через час море снова вышло из берегов и нас окутало плотной дымкой.
Уже привычные к таким особенностям погоды решили пока заняться делами на сущими.


К вечеру ситуация с погодой не улучшилась, ночь прошла под покровом облаков на короткие периоды словно дразня открывая отдельные звезды.
День второй, погода стала улучшаться к утру облака практически исчезли и лишь над Эльбрусом ветром слегка порошило.
Уже соскучившись по погоде занялись фотосъемкой.

День прошёл в творческих порывах и собственно основного рода цели экспедиции.

А тем временем вечер готовил нам сюрприз…

За двое суток на плато мы видели лишь несколько машин проезжавших мимо. По сравнению с Бергамотом здесь было реально безлюдно, вечером к нам присоединился товарищ приехавший сюда на кроссовом мотоцикле еще и из Москвы! Немного пообщавшись и обменявшись впечатлениями и контактами стали готовиться к предстоящей ночи. За час до захода солнца наползли облака.
Неужели опять третья ночь и в пустую!
То, что происходило дальше можно лишь описать как самое эпичное и невероятное зрелище которое доводилось видеть. Облачность расслоилась и была в меру плотной, затем озарилась лучами заходящего солнца и кружила то натягивая, то растягивая всю эту сцену!

Тогда мы отсняли, наверное, лучшие по зрелищности композиции за всю поездку, и даже сомнительный факт предстоящей облачной ночи уже никак не омрачал настроение.

Я стал отслеживать погоду так как видел, что она довольно нестабильна.
И вот свершилось! Примерно в середине ночи появилось небольшое полуторачасовое окно с переменной облачностью которая как нельзя кстати придала динамики и зрелищности ночным пейзажам плато. Отчетливо и даже слега засвечивали небо с севера огни местных мегаполисов, расположенных в 40-50 км Пятигорска и Кисловодска.

На утро выспавшись неспешно собираем лагерь, нам осталось сделать еще одно дело, посетить Эльбрус.

ЭЛЬБРУС

На пол пути с плато пробиваем колесо поймав не хилый такой болт.
На этот случай всегда есть набор для шиномонтажа. Благодаря большим под арочным пространствам машины колесо снимать не пришлось, еле залатали покрышку тремя жгутами и потеряв пол часа времени продолжили наш маршрут.

Опять решили срезать путь повернув с шоссе на проселочную дорогу – навигатор упорно вел нас по грунтовке пока мы не заехали в поле где трава была уже слегка выше машины, не стали рисковать повернули обратно. Вернувшись на трассу обратил внимание на инородный звук под днищем машины, кроме звука дефект ни как себя больше не проявил и внимательно обследовав днище машины на предмет поломок продолжили движение, но я уже слегка напрягся. До места назначения доехали довольно быстро асфальт после грунтовых и каменистых дорог не ощущается вообще. По дороге любуемся прекрасными видами из Баксанского ущелья.
Доехав до самих подъемников поняли, что дикарями встать не получиться, кругом довольно плотная инфраструктура и платные кемпинги в одном из таких мест мы и заночевали.

Изначально в планы входило провести ночь на самом Эльбрусе и утром спуститься к лагерю, но за все эти дни поездка изрядно измотала, и мы единогласно решили подняться туда днем, а после завершить наше путешествие по дороги заехав к другу на квартиру в Черкесск что бы отдохнуть перед обратной дорогой.
Мне не давал покоя не прекращающийся жужжащий звук из-под днища машины и после ужина я решил более детально осмотреть подвеску. Причина оказалась довольно банальна, когда я полностью залез под машину то увидел, что на глушитель сверху отвалилась тепло защита и вибрируя издавала напрягающее нас жужжание. Со стороны было интересно наблюдать как я ругаясь достаю из-под днища лист метала и откидываю его в сторону говорю это наша.
Машинка уже не новая 11 год пошел, слегка рассыпается, но все же остаётся надежной.
Утром была великолепная погода, благодаря которой мы смогли лицезреть основной кавказский хребет с высоты 3800 над уровнем моря.


Поскольку ночёвки, возможно и зря на Эльбрусе мы уже не планировали то отсняв необходимый фото и видео материал к обеду отправились на спуск.
Немного раздражал мусор, вещи от которых отвыкаешь в безлюдных местах сильно бросается в глаза, но инфраструктура и обилие туристов вносят свою лепту.
К слову температура с 24 градусов на 2000 метров упала до 7, когда мы поднялись, но из-за солнечного дня и безветренной погоды ощущалась по-разному. Если какая-то часть тела в тени начинает мерзнуть на солнце поджаривается))) Темные очки, крем от загара, конечно все меры предосторожности были приняты.
Ну вот и все прощай Кавказ, хотя почему прощай до встречи, я для себя твердо решил приехать сюда еще не однократно, а впереди нас ждала долгая дорога домой.

Состав группы:
Носиков Павел
Григорьев Игорь
Алексей Овчинников
Юрий Мельников
Машина: TLC Prado 120 кузов
Москва, июль 2017 год

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: