• Место на карте
Большинство автотуристов, преодолев Керченский пролив на пароме, устремляются в глубь полуострова, чтобы поскорее добраться до «крымских оазисов» от Феодосии до Евпатории и окунуться в субсредиземноморский климат южного крымского побережья.
При этом они совершенно напрасно игнорируют город Керчь и его окрестности (только лишь «переночевать, пообедать и дуть дальше»). Недавно найденные археологами артефакты доказывают, что Керчь минимум на 500 лет старше Дербента, а стало быть, это самый древний город на территории страны и в нем и его окрестностях есть что посмотреть.

1600 километров от Москвы и вы в Керчи. Трасса М4 очень медленно и болезненно, но постепенно становится похожа на дорогу. Участок до Воронежа и в объезд города уже легко проходятся на одном дыхании (разумеется – по платной дороге). Ну а дальше, от пересечения с речушкой Битюг, через село Лосево и до города Павловска дорога по-прежнему такая же как и 25 лет назад… Впрочем, на сайтах путешественников и автотуристов эта тема обмусолена сотни раз и добавить сюда особо нечего.
Далее и до Ростова-на-Дону развёрнуто грандиозное дорожное строительство, упираемся в пробку.
Родина, невзирая на сложности и препоны готовится принять Чемпионат мира по футболу: «Четыре игры пройдут в рамках группового этапа, и состоятся на футбольной арене донской столицы 17, 20, 23 и 26 июня, а также 2 июля». — источник: Футбольный Вестник
За Ростовом по дороге на Краснодар так же введен в строй платный проезд. Ситуация забавная – TOLL PLAZA есть, а дороги нет. За что оплатил 40 рублей, так и не понял… :p
Паромный переход, это конечно отдельная история, но с момента, как сюда пригнали несколько мощных трехэтажных паромов на замену старым советским ржавым тазикам, особых проблем и очередей «на сутки» здесь больше нет. Вот разве что цена… Но с открытием Крымского Моста это приключение уйдёт в прошлое…
Да, разрешите представить моего стального коня в этом путешествии – это опять ISUZU D Max 2,5 TD Twin Turbo.
(альтернативный взгляд именно на этот автомобиль можно почитать у моего друга здесь.)
Я уже успел близко познакомиться с ним (точнее, с его родным серебристым братом) в небольшой поездке к проруби на Крещенские праздники в глубинку Ленинградской области и полюбить этот простой брутальный пикап всем сердцем.

Итак, город-Герой Керчь.
К сожалению, я был ограничен во времени и объехать все достопримечательности города у меня не получалось. А это и Городище Пантикапей (раскопки на горе Митридат), и Царский Курган (усыпальница одного из боспорских царей), и Мелек-Чесменский курган, и Мирмекий (античный город, основанный ионийскими греками), и античное городище Тиритака, и Крепость Ени-кале, и Нимфей и Тотлебен… Впрочем, перечислять все культурно-исторические места не будем, а просто прокатимся по некоторым из них.

Митридат — гора в центре Керчи, на которой располагалась столица Боспорского царства город Пантикапей. Названа по имени понтийского царя Митридата VI Евпатора, здесь и погибшего в неравной борьбе со злобными римлянами.
Митридат — гора в центре Керчи, на которой располагалась столица Боспорского царства город Пантикапей. Названа по имени понтийского царя Митридата VI Евпатора, здесь и погибшего в неравной борьбе со злобными римлянами.

Географический центр и символ города.
9 мая 1959 года на горе Митридат в Керчи, был зажжен вечный огонь в память о воинах, погибших в боях за освобождение г. Керчи и Крыма от немецко-фашистских захватчиков 1941–1944 гг. (Вечный огонь — Маяк функционировал на жидком топливе, в настоящее время не работает).
Высота горы чуть больше 91-го метра. Подняться сюда можно по Большой Митридатской Лестнице, преодолев 432 ступени, но как я мог оставить стального друга внизу? и мы заехали с «чёрного хода».
Обелиск Славы Бессмертным Героям на горе Митридат — монумент, посвящённый генералам, офицерам, сержантам и рядовым Отдельной Приморской Армии, морякам Азовской военной флотилии и всем воинам, павшим в боях за освобождение Крыма (ноябрь 1943 — апрель 1944)
Обелиск Славы Бессмертным Героям на горе Митридат — монумент, посвящённый генералам, офицерам, сержантам и рядовым Отдельной Приморской Армии, морякам Азовской военной флотилии и всем воинам, павшим в боях за освобождение Крыма (ноябрь 1943 — апрель 1944)

На мемориальной доске Обелиска Славы перечислены Герои Советского Союза, отмеченные высшими наградами Родины в сражениях за город Керчь, а также приведён список воинских частей, удостоенных почётного наименования «Керченская».
С обратной стороны можно всласть нагуляться по руинам древнего Пантикапея. Въезд туда на автомобиле затруднителен, посему оставив эту затею на следующий раз едем кататься по весенней травке холма рядом.
Геодезический знак, обозначающий наивысшую точку холма и мы в лучах яркого, весеннего крымского солнца.
Геодезический знак, обозначающий наивысшую точку холма и мы в лучах яркого, весеннего крымского солнца.

Опытные водители знают — свежая сочная травка, это очень коварное покрытие. Можно запросто забуксовать, и как по льду скатиться в овраг. Здесь-то мы и проверили новые шины от «ШИНСЕРВИСА» Maxxis AT-771 Bravo.
Честно говоря, мне хотелось придраться к этой резине. 1600 километров от Москвы до Керчи и обратно я прислушивался, приглядывался, принюхивался… Но нет! Ребята из Шинсервиса её отлично отбалансировали (владельцы больших колес знают, что иногда даже раскрученные и модные бренды не всегда поддаются идеальной балансировке) Руль стоял как вкопанный, а в салоне было слышно только приятный, бархатный рокот битурбированного дизелька ISUZU. И здесь, на холме, мне даже не пришлось подключать полный привод. Спокойно и уверенно «Рыжий» Д Макс перевалил через травяной бугор, и мы продолжили наш победоносный путь. В общем, я остался резиной более чем доволен.
Вид на строительство Крымского Моста с горы Митридат.
Вид на строительство Крымского Моста с горы Митридат.

Первая идея построить мост через Керченский пролив принадлежала Англичанам, как наикратчайший путь из Британии в Индию. Но тогда проект был признан слишком дорогостоящим, не потянули английские олигархи.
Следом, в начале 20 века мост хотел построить Николай Второй. Но Русско-японская, а за тем и Первая Мировая не дали осуществиться и этим планам… В 1942-1943-х годах немецко-фашистские захватчики взялись было строить стратегически важный объект, но Советская Армия вскоре отбила у немцев эту охоту. Затем весной 1944-го года в короткие сроки был таки построен мост. В основании моста использовалось много деревянных конструкций и в феврале 1945-го года льдом мост снесло. С тех пор дальше проектов идеи с мостом не продвигались…
Берега Азовского моря.
Берега Азовского моря.

Спустившись с митридатских холмов, мы отправились в село Курортное. Главной нашей целью было озеро Чокрак. Рядом с селом так же раскинулись песчаные (точнее сказать – ракушечные) косы, ну и дальше нас ждут «Генеральские Пляжи».
Расстояние от Керчи до Чокракского озера примерно 7-8 километров. Старожилы говорят, что нырнув в чёрную вонючую жижу можно вылечить любую болезнь от артрита и артроза до депрессии и прочих психических расстройств. Пробовать не стал. Во-первых, прохладно в апреле. Во-вторых, не очень-то мне верится в чудодейственность этого раствора, ну и в-третьих, я вряд ли излечим. %))
Дорога к Генеральским Пляжам
Дорога к Генеральским Пляжам

По местным легендам, «Генеральскими» пляжи называются потому, что здесь, мол, отдыхали только генералы. Ничего подобного, увы. Название пляжей имеет куда менее романтичные корни.
В 1939 г. в Караларской степи был создан филиал Крымского испытательного артиллеристского полигона, а затем в 1946-м КБ-11 (конструкторское бюро) в чью задачу входило создание ядерной бомбы. Но места для испытаний было явно маловато и так появился Семипалатинский полигон. (В этом крымчанам конечно сказочно повезло) Ну а здесь стоял передвижной командный пункт генерал-лейтенанта инженерных войск, начальника 71-го полигона Семипалатинска.
Впрочем, некий «генеральский» заборчик уже отгораживает от простых смертных добрый гектар прибрежной территории… Свято место — пусто не бывает.
Скромный заборчик Генеральской бухты.
Скромный заборчик Генеральской бухты.

Каларалский заповедник.
Сразу оговорюсь, что посещать эти места лучше всего на автомобиле с большим клиренсом и полным приводом. Но можно конечно запереться сюда и на легковушке.
Так, где-то посреди степи я встретился с местной развеселой молодежью на раздолбанной девятке, у ребят рвануло колесо, а запаска была пуста. Ребята отчаянно попросили выручить их насосом… Хех! Насосы… кому в наше время нужны насосы??? у меня БЕРКУТ Р-20 с собой! Накачав видавшую виды запаску за считанные минуты, молодёжь разорила меня на бутылку воды и умчалась в клубах пыли, грохоча прожжённым глушителем и оторванными бамперами в сторону моря…
Главная же опасность в том, что если на момент вашего путешествия пойдет дождь, отсюда выбраться не сможет не только легковушка, но и многие «паркетники».
Мой же стальной друг ISUZU D Max попал в свою стезю… Как Saab провоцирует нарушить все мыслимые и немыслимые скоростные режимы на качественной автостраде, так и D-Max словно подначивает: ну что же ты осторожничаешь? давай, попробуем пробить мою подвеску? а ну-ка давай проскочим вот это болотце и ту речушку с хода?
Всегда сопровождающий меня диск с любимыми песнями Владимира Семёновича, будто специально заводит:
«… Меня ведь не рубли на гонку завели —
Меня просили :«Миг не проворонь ты —
Узнай, а есть предел — там, на краю земли,
И можно ли раздвинуть горизонты?!...»
Каларалская степь.
Каларалская степь.

И я, поддавшись минутной слабости, как 20-летний мальчишка, подгоняя табун из 163-х лошадей помчался, перепрыгивая через броды и рытвины по Каларалской степи за горизонт…
Пробить мощную рамную конструкцию с двухрычажной передней подвеской на пружинах и мощным задним мостом на рессорах мне не удалось. Ни разу я не услышал «позорного» характерного стука.
Незначительные броды и болотистые низинки ISUZU проходил с хода, не особо напрягаясь.
Управляемость и устойчивость D Maxa на высоких скоростях в условиях степи предсказуема и безопасна (разумеется, с подключением основополагающего фактора безопасной езды в любых условиях — мозга прокладки между рулем и сиденьем).
«…Наматываю мили на кардан —
Назло канатам, тросам, проводам…
Вы только проигравших урезоньте,
Когда я появлюсь на горизонте!..»
Тропками Каларалского заповедника.
Тропками Каларалского заповедника.

Мне всегда нравились громадные американские пикапы. РЭМы, ДОДЖи, ШЕВРОЛЕТы…
Более того, я даже загорался одно время приобретением такого чуда-юда, предвкушая сверхдальние путешествия на нём по Родине и за её пределами…
Но протискиваясь к берегам генеральских бухт, почти впритирку между скалами, в голову закрадывалась мысль, а нужен ли мне этот американский монстр с габаритами слона? Сюда это чудовище точно не сможет проехать…
Одна из бухточек Генеральских Пляжей.
Одна из бухточек Генеральских Пляжей.

Надо отметить, что в бухточках чисто. Нет гор мусора, следов «шашлычников» и прочих нерадивых туристов. Мне конечно же хотелось бы верить, что здесь никто не мусорит и люди наконец-то взялись за ум и увозят свой мусор с собой, но скорей всего здесь есть кто-то, кто следит за чистотой.
(Кстати, в Каларалском заповеднике запрещено вставать лагерем и жечь костры)
Азовское море.
Азовское море.

Хочу предостеречь любителей погонять по пересечённой местности.
Некоторые с виду накатанные дорожки внезапно заканчиваются… пропастью…
Слишком разогнавшись, можно запросто сыграть с 30-50-метровой высоты прямиком в бушующее море.
В один из таких моментов я протестировал тормоза ISUZU D Max. Что могу сказать, работают они в экстремальных условиях отлично, и тестировать работу всех шести подушек безопасности в свободном полёте слава Богу, не пришлось… Да и кто бы писал сейчас этот обзор… :p
Словом, будьте внимательны и осторожны!
Пару слов о геологии: Северная часть полуострова Крым расположена в зоне Причерноморской платформенной впадины (Сивашско-Каркинитский прогиб)
Пару слов о геологии: Северная часть полуострова Крым расположена в зоне Причерноморской платформенной впадины (Сивашско-Каркинитский прогиб)

Конечно же, нельзя умолчать о замечательной местной фауне…
Прыгая по скалам и камням, стараясь сделать красивые фотографии, я наступил таки на здоровенного паука… Кто это был, трудно сказать… Но то, что это был не безобидный птицеед, это точно.
Позднее, уже в Москве я прочёл, что в Караларском заповеднике водится масса ядовитых гадов: Тарантулы, Сольпуги и даже Каракурты… Помимо этого, здесь полно змей. Парочку греющихся на солнце довольно крупных змеюк я так же спугнул своим появлением. Ну и конечно моя любимая крымская Сколопендра.
Убить она вас не убьёт, но укус её можно сравнить с вонзающейся раскалённой иголкой.
Так что будьте осторожны, внимательны и относитесь к природе уважительно, и всё будет в порядке. 8-)
Никогда не любил красные машины. Но этот чертёнок так ярко вписывается в окружающий ландшафт, что пожалуй такой вид красного мне нравится… 8-)
Никогда не любил красные машины. Но этот чертёнок так ярко вписывается в окружающий ландшафт, что пожалуй такой вид красного мне нравится… 8-)

Немного о машине.
Что ж, в моих руках снова ISUZU D-Max.
К марке этой, как я уже где-то признавался, давно испытываю нежные чувства.
Не только потому, что доводилось и владеть и водить множество различных ISUZU включая и грузовики. Но и потому, что истории о надежности этих автомобилей уже не уступают легендам о неломающейся в веках Тойоте.
Тяговитость битурбированного дизелька вполне позволяет брать легко весьма крутые подъёмы.
Клиренс в 225 мм — не замечать колею, торчащие тут и там булыжники и грязевые лужи. Штатная защита основных узлов так же радует и вселяет уверенность (помнится, на НАВАРе защита устанавливалась уже за дополнительную плату)
В кабине всё просто, качественно и эргономично. Всё под рукой и понятно с первого раза, как на всех японских автомобилях (за исключением счётчика расхода топлива в километрах на литр :/ )
Простота конструкции залог её надёжности. Это про ISUZU D-Max.
Попавшей мне в руки машине два года. Пробег 40 тысяч километров. Судя по нанесённым ей ранам, ребята тестирующие автомобиль до меня, особой жалости к ней не испытывали. При этом никаких посторонних скрипов, звяков и стонов пластика, или разболтавшейся обшивки не появилось.
В кабине Владимир Семёнович и рокот дизелька. Всё.
Межсервисное обслуживание D-Maxa как у грузовика. А это 20 000 км между ТО! Гарантия 5 лет и 120 тысяч пробега без ограничений по узлам и агрегатам! Получается, что если я задумаю поехать на нём в Якутию и обратно, у меня не будет болеть голова, где бы поменять ему маслице и т.п. как это было с Мужественным РАВчиком. Шах и Мат, конкуренты. *Demon*
Здесь я спустился совсем на пляж из ракушечника. Но как только вышел из машины, стало заметно, как она быстро погружается в мокрый песок… Пришлось экстренно выпрыгивать на твердую поверхность… Если бы встрял, до сих пор бы там сидел, наверное… Ведь вокруг ни души!
Здесь я спустился совсем на пляж из ракушечника. Но как только вышел из машины, стало заметно, как она быстро погружается в мокрый песок… Пришлось экстренно выпрыгивать на твердую поверхность… Если бы встрял, до сих пор бы там сидел, наверное… Ведь вокруг ни души!

Каларалский заповедник находится между Бухтой Морской Пехоты и Казантипским заливом. Территория его почти 3,5 тысячи кв километров. В степи, я так думаю, интересно именно весной, когда зверское крымское солнце ещё не выжгло богатое разнотравие и не превратило степь в пыльную пустыню. Впрочем, разъезжая по просторам ландшафтного парка я не закрывал окна, вдыхая полной грудью эти яркие ни с чем несравнимые, запахи весеннего цветения, после чего слой пыли в салоне можно было измерять в сантиметрах…
Периодически перед машиной взмывали стаи птиц, многих из которых я видел впервые и не мог никак идентифицировать…
Иногда попадались и редкие туристы.
Одинокий, поджарый мужичок, экипированный по последней моде туризма, просто шёл к закату, не обратив ни малейшего внимания на моё приветствие…
Группа из двух взрослых и пяти-шести школьников лет 10-12 на велосипедах с рюкзаками. Бодрые взрослые спокойно улыбаясь ожидали детей на верхушке холма, а на лицах детей, карабкавшихся в гору пешком с рюкзаками и великами читалась мольба: дяденька на пикапе! забери нас отсюда! :():)
Вот. Так и воспитывается характер.
Озеро Чакрак
Озеро Чакрак

Как я уже упоминал выше, грязь Чокракского озера полезна для лечения множества заболеваний связанных с опорно-двигательной системой, гинекологией, урологией, заболеваниями нервной системы. До Великой Отечественной Войны в озере добывалась соль, о чем свидетельствуют виднеющиеся ровные ряды столбиков — остатки мостков.
Летом сюда приезжает с палатками масса народа со всей страны на машинах и без. И целыми днями возюкаются по уши в абсолютно иссиня-чёрной грязи Чокрака, затем смывая её в прибрежных водах Азовского моря (между озером и берегом моря 150-200 метров)
Булганакские грязевые вулканы.
Булганакские грязевые вулканы.

В 8-9 километрах от Керчи возле села Бондаренково можно отыскать (именно надо искать, потому как указателей там нет) Булганакские грязевые вулканы.
Забавное природное явление вполне дружелюбно, не обдаст вас кипятком или раскаленным паром, как на Камчатке, и не сварит в крутую, если провалитесь. Но если вам не 8 лет и вес ваш превышает 20 кг, то осторожность не помешает, потому как, провалившись по колено можно остаться без тапочек, кроссовок, сапог, туфель, валенок и т.д. Ну и извазюкаетесь, а отмывается потом серая, вязкая и въедливая грязюка, очень плохо.
Дочь когда-то окрестила эти вулканчики — Танцующие Человечки :-)
Дочь когда-то окрестила эти вулканчики — Танцующие Человечки :-)

Стоит быть осторожным, подъезжая к полю на автомобиле. Местная легенда повествует о глупых немцах, заехавших на сопочное поле на танке во времена ВОВ. Где-то в глубине вулканчиков покоится этот танк (не знаю, вместе с немцами, или нет, история умалчивает) и поныне. Глупый московский автотурист тоже решил подъехать к могучему вулканищу поближе. Но только внимательно изучив перед этим твердость засохшего поля вокруг сопки!*Angel*
Крымский мост.
Крымский мост.

Строительство Крымского Моста близко к завершению.
Крымчане (Особенно Керчане) ждут его, как моряки подводной лодки, поднимаясь с морских глубин после длительного подводного похода, ждут солнца и свежего воздуха.
Это, конечно же, будет прорыв. Экономический, стратегический, просто человеческий.
Многое неладно в стране нашей. И за последние 30 лет было не так много поводов для гордости.
Но строительство дорог и особенно мостов, это всегда объединение людей.
Оставим политику политиканам, чинушам и прочим упырям и вурдалакам.
Мир не так велик, как кажется… Давайте путешествовать, дружить, любить друг друга и наш маленький шарик.:))
Ну а нам с «Рыжим» пора домой. Каникулы подходят к концу. В последний раз через паром…
Ну а нам с «Рыжим» пора домой. Каникулы подходят к концу. В последний раз через паром…

«…Нож забросьте, камень выньте
Из-за пазухи своей
И перебросьте, перекиньте
Вы хоть жердь через ручей…

Так проложите, проложите
Хоть тоннель по дну реки!
Но не забудьте, затупите
Ваши острые клыки…» (В.С. Высоцкий ©)

2 комментария

tokenspot
Исузик класс! Места офигительные!
ls78
Так держать!

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: