• Карточка путешествия
  • Место на карте
1. Впечатления

Поездка одной машиной по США заняла 46 дней и около 23000 км, в основном по дорогам. Мы старались избегать больших городов и не слишком увлекаться известными туристическими объектами. Маленькие поселки, местные дороги, заброшки и национальные парки позволили пообщаться с людьми и получить впечатления, соответствующие нашим запросам. Сделать поездку более внедорожной не позволяли время и бюджет, но мы часто углублялись в пересеченную местность, насколько это возможно пешком и на неподготовленном джипе. Ночевать изначально решили в мотелях — это быстрее, проще и законнее, чем в палатке, и намного комфортнее, чем в машине. В среднем мы ехали шесть-восемь часов в день, гуляли два-три часа, а остальное время питались и спали. Хотя я объединил разрозненные впечатления в темы (Природа и пересеченная местность, Заброшенные объекты, Города и достопримечательности, Жилье и еда, Транспорт), границы между ними условны. Справочные данные (опорные точки, ночевки, расходы) и нитка маршрута приведены в конце. Если чувствуете, что слишком много букв, но есть желание проехать аналогично, начинайте с полезной информации в разделе «1.6. Тачки» во 2-й части.

1.1 Флора, фауна и оффроад

Брать с собой туристическое оборудование особого смысла нет, если только вы не собираетесь на несколько дней уходить пешком в национальные парки. От примусов, ковриков, посуды и прочего оказалось куда меньше пользы, чем от навигатора и запаса долларов. Если не блуждать по кругу, то даже из гор, болот и пустынь можно дойти до еды, ночевки и связи максимум за три дня. Большие дороги, на которых есть постоянное движение, покрывают всю территорию страны, кроме Аляски, с интервалами 50-100 миль.

Дорога на "Инжинер-пасс", Скалистые горы, Колорадо
Дорога на "Инжинер-пасс", Скалистые горы, Колорадо


Проехав треть запланированного пути (в штате Вашингтон) после многих разочарований наконец-то нашли действительно заброшенный объект, не находящийся в чьей-то собственности — железнодорожный тоннель в холмистой прерии. Проникновение включало преодоление колючей проволоки и разговор с гремучей змеей. Там же находится совершенно охренительная гора Райнер. Каждый раз, когда мы видели с дороги гору со снежной шапкой, в одном месте проворачивалось шило, и мы туда перлись пешком, предварительно заехав насколько можно на машине. Райнер занимает первое место по произведенному эффекту. Залезли на 4000 м, познакомились со снежными завалами, полями эдельвейсов, водопадами, сверхпушистыми горными сурками, и с такими видами, что мозг сводило от красоты. На дороге, где оставили машину, нам попалась китайско-американская парочка, тщательно собиравшая дорогущую снарягу. Причем американский парень, кажется, читал китайской девчонке лекцию об опасностях восхождений. Предполагаю, что мы обломали ему кайф, обогнав их на заснеженной седловине в футболках, в босоножках, с фотоаппаратами в руках и с выражениями настоящих лохов-туристов на лицах. Еще бы, пятки-то примораживает:) Удивлялись, почему нет других туристов, кроме нас и этих двоих. Оказалось, что зашли на закрытую зону и, как обычно, узнали об этом, когда в конце маршрута подошли к запрещающей табличке с обратной стороны. Причем в этот раз мы даже не перелезали через колючие заграждения, которыми в США огорожен каждый квадратный дюйм частной или государственной собственности.

Седловина на горе Райнер, штат Вашингтон
Седловина на горе Райнер, штат Вашингтон


Зверье постоянно лезет на дороги. В некоторых местах белохвостые олени попадались через каждый километр шоссе, приходилось буквально уворачиваться. Вне дорог фауна тоже людей не боится. В непосредственной близости нам повстречались олени, горные козлы, кабаны, бизон, медведица с медвежатами, еще один медведь, черепахи, броненосцы, опоссумы, койот, еноты семьями по пять штук, огромные стаи белок и бурундуков, орланы, канадские гуси, кролики, горные сурки, змеи. Некоторые в виде roadkill. А вот бездомных собак нет. Чем питается сурок среди скал на высоте 3500 м непонятно, но отожрались они прекрасно! Горные сурки, в отличие от равнинных, очень пушистые, имеют яркоокрашенный мех и массивный хвост. Если верить справочнику, в горах живут пумы, но мы не были настолько удачливы, чтобы увидеть пуму хотя бы издали. Зато видели котов, не приписанных к хозяевам, что в этой стране редкость.

Вид с горы Райнер, штат Вашингтон
Вид с горы Райнер, штат Вашингтон


Часть маршрута проходила по берегу Тихого океана. В Орегоне побережье прохладное, не всегда легкодоступное, и главное — оно не изобилует пляжбищами, под завязку заполненными телами. Небольшие круглые объекты, валяющиеся на песке у океана, называются «песчаными долларами». Это плоские раковины какого-то моллюска. Дети (как и мы) традиционно ищут целые, некоторые находят.

Середина маршрута пришлась на Долину Смерти, где мы за два дня пережили пару сотен миль полувнедорожных тропок. В первый день там иногда шел дождь, и было около +35С — в это время года редчайшее явление. Пробили сразу два колеса, раздолбав одно вместе с диском, дотащились до пустой станции рейнджеров, где был телефон, позвонили и ждали, пока привезут новую машину. Факеры из «Dollar car» доставляли тачку шесть часов и привезли компьютеризированное говно, которое даже полный привод включает только тогда, когда само сочтет нужным. Ночевку не нашли, пришлось вернуться на 150 миль в Бишоп. Во второй день погода была более характерной для этого места — +48С в тени и раскаленные камни. Как герои фильма Забриски Пойнт там занимались любовью днем в песке, остается загадкой — до него невозможно дотронуться, но на нем вполне можно жарить яичницу. Любая физическая активность дается труднее, чем в сауне. В этот день пробили еще одно колесо, видимо калифорнийские камешки — самые злые во всей Америке (из четырех повреждений покрышек все четыре приходятся именно на Калифорнию). Снятие-постановка 35-килограммового колеса и его ремонт с помощью ремонтного набора вечером при 40-градусной прохладе были просто кайфом после ощущений днем. Прочие посетители заправки с интересом наблюдали за чудаком, который решил заклеить колесо сам, вместо того, чтобы съездить за 100 миль на ближайший шиномонтаж:). Несмотря на то, что вся еда за день составила бутылку пива и мороженное, есть не хочется — слишком жарко. Зато пиво кажется божественным. Примерно в эти дни наступило первое переполнение движением, выразившееся в том, что езда и сопутствующие действия вызывали медленный, но верный а*уй, и превалирующим желанием было проваляться целый день в кровати.

Вид на Долину Смерти с точки Забриски Пойнт, Калифорния
Вид на Долину Смерти с точки Забриски Пойнт, Калифорния


К моменту приближения к лесам Рэдвуд и Кламат (Калифорния) мозг уже заточился на горы и другие геоособенности, но он был совершенно не готов к попаданию в первобытный лес. Диаметр стволов секвой превышал длину нашей машины, а высота — 30-этажный дом. Причем это не окультуренный парк, а настоящая дремучая чаща с подлеском, папоротником, мхом, буреломом и другими и лесными атрибутами. В пяти метрах от грунтовки ее уже не видно.

Шторм над шоссе Христофора Колумба, Калифорния-Аризона
Шторм над шоссе Христофора Колумба, Калифорния-Аризона


Калифорния изгоняла нас со своей территории всеми возможными способами: сначала шторм+ливень, затем смерч и песчаная буря, затем взвесь песка и ливень попеременно. На границе между двумя самыми сухими и жаркими штатами (Калифорния и Аризона) потоки грязи глубиной по колено текли через дорогу, волоча за собой камни и ветки, сверху лило как из ведра, видимость составляла десять метров. Посреди всей этой красоты мы опять пробили колесо. За время установки запаски на мне не осталось ни одного сухого сантиметра одежды. Когда приехали в Уикенбург (Аризона), хозяин мотеля сказал, что такого шторма там не было 13 лет. Его слова подтверждались сорванными крышами, перевернутыми повозками и затопленными дорогами. На выезде из «ока циклона» не обошлось без божественного вмешательства: как только мы подъезжали к заправке, чтобы накачать отремонтированное колесо, начинался сильнейший дождь, как только отъезжали — стихал. И так раз пять:) Видимо, в результате каждодневных историй с колесами я заказал в ресторане пиво FLAT TYRE вместо FAT TYRE:)))

Озеро на горе "Медвежий Зуб", Вайоминг
Озеро на горе "Медвежий Зуб", Вайоминг


Прогулка всего-то на полкилометра высоты вниз и обратно по склону Гранд Каньона заняла несколько часов и литр пота. На склоне намного суше и жарче, чем наверху. Но хотя бы мы не только сидели задницами в машине, от чего к середине путешествия начали уставать. Немного севернее каньона находятся парки Брайс и Зион с их характерными склонами, на которых видны разноцветные геологические слои. В самом видовом месте Зион — куча народа и битком набитые Shuttle Buses. Но если правильно и незаметно припарковаться у обочины, то можно уйти в горы, где никого нет. Горы невысокие, каменистые, почти без растительности, но сложнорельефные и с множеством плоских участков — лезть просто и с дороги не видно. Засекновение там рейнджером, по-видимому, чревато штрафом за прогулки вне специально отведенных мест, но нас засек только койот. Как в Гранд Каньоне, так и в Зионе тяжело уединиться, не нарушая правила, ибо толпы туристов — буквально везде, где это не запрещено. Подавляющее большинство ходит по проложенным дорожкам, вдоль которых смонтированы точки отдыха, столы, туалеты, а также специальные загородки по сторонам тропы, из-за чего сходство со стадом баранов становится поразительным. На свой страх и риск сходили с дорожек и карабкались вверх. Однако всего лишь в десятке миль от границ национальных ресурсов все кардинально меняется. Paria (место на юге Юты, где раньше был город-призрак) встретила нас единственным туристом за час, утонувшим в песке мотоциклом, покинутым индейским магазином и красивейшими горами.

Национальный парк Долина Монументов, Аризона
Национальный парк Долина Монументов, Аризона


Около границы Юты и Аризоны находится два туристических объекта — Долина Монументов и Долина Богов. В одной на 17 милях грунтовки — две сотни машин, очередь на въезде и вход 20$. Сама территория — резервация, где, если у местного жителя вдруг закончился запас марихуаны, он ее может попросить у индейца-полицейского. В другой долине на 16 милях грунтовки — одна машина, и все бесплатно. Между долинами 40 миль. Вторая, по моему мнению, еще и красивей — скалы образуют фигуры, напоминающие людей. Место пустое, магическое и мозговыносящее, недаром Навахо так ее назвали.

Долина Богов, Юта
Долина Богов, Юта


Три запланированных в Колорадо города-призрака были окультурены и не очень интересны сами по себе, но привели нас на живописную дорогу Сильвертон-Оурэй, которая постепенно стала пригодна только для специально подготовленной техники. Пару раз приходилось возвращаться обратно несколько миль по узкой осыпающейся кромке. В отличие от калифорнийских, многие колорадские города-призраки оказались отделены от цивилизации труднопроходимыми дорожками. Люди туда ездят, но на эндуро и квадриках, и даже специальное объявление висит — «дорога только для КОРОТКОБАЗНЫХ полноприводных транспортных средств». Я посчитал, что длину базы нашего пикапа я компенсирую опытом, и раз уж ЭТО назвали дорогой, то как-то там проехать можно. За два дня проехали два круга по 10 миль, несколько раз вывешивали диагонально, много раз приходилось высылать штурмана (меня) вперед, чтобы я смотрел, как идут колеса, и двигаться буквально по сантиметру. Кажется, в некоторые моменты я мог перекусить задницей лом. Дорога представляла собой полку на склоне горы, шириной на 30-70 см шире, чем автомобиль. С одной стороны — обрыв, с другой — стена, все это в подвижных камнях размером до полуметра. Разнообразие цветов (flowers, не colors) огромное, и зверье периодически выбегает.

Долина "Лед Кинг", Красные горы, Колорадо
Долина "Лед Кинг", Красные горы, Колорадо


Самый трэшак начался, когда стали появляться встречные квардоциклы и «Рэнглеры». С каждым, конечно, надо потрендить, раз уж заехали в такое место. Теперь в горных районах Колорадо люди твердо уверены в правильности идиомы c r a z y r u s s i a n s :). Типичный джиперский уикенд в Колорадо выглядит так: в десяток максимально навороченных тачек садятся семьи с детьми и медленно плетутся по маршрутам, не требующим и четверти возможностей тюнингованного «Рэнглера». При этом обязательно есть сопровождающий, который умеет читать карту и знает маршрут. В определенные моменты он объявляет «так дети, сейчас вот на этом пятачке останавливаемся на перекус», «сейчас вот здесь все стравливаем колеса» и т.д., раздает оборудование тем, у кого оно отсутствует, следит за правильностью его использования. Мне даже в России не интересно ехать с подстраховкой и по тропе, проложенной кем-то еще, а здесь это доведено до абсурда. От экстрима не остается ровным счетом ничего, и даже места остановок для фотографирования запланированы заранее.

Вштыр на Роки Маунтинс проходил на удалении не более нескольких километров от дороги. Всего лишь в 800 милях северо-западнее четырехкилометровая высота не вызывала каких-либо негативных горных эффектов, а здесь я еле тащился. Как обычно, палатки стоят на утоптанном пятачке рядом со стоянкой:). Но в Истерс Парк (Скалистые Горы) запрет дикого туризма хотя бы имеет под собой основания из-за вечного природного репозитория чумы.

"Ручей Нимф", Скалистые горы, Колорадо
"Ручей Нимф", Скалистые горы, Колорадо


По мере возвращения на северо-восток, леса приобретали знакомый вид, характерный для средней полосы, температура падала, на возвышенностях кое-где стали попадаться желтеющие деревья и непроглядные туманы. В Аппалачах заставили себя пройти за два часа пять километров по плотному холмистому лесу, и не зря — в конце оказался мультикаскадный лесной водопад. Из-за близости к цивилизации этот национальный парк считается самым посещаемым, но мы не встретили на тропке ни одного человека, а замшелые камни и бурелом вблизи водопада выглядели так, как будто там вообще никого не бывает.

Зона отдыха у дороги в парке Шеннандо, Аппалачи, Вирджиния
Зона отдыха у дороги в парке Шеннандо, Аппалачи, Вирджиния


1.2. Абандоны

Город-призрак Централия (Пенсильвания) оказался действующим, а в заброшенной части не осталось ничего, кроме контуров фундаментов. Тем не менее, дымящаяся трещина на заброшенном участке шоссе присутствовала. Ради нее люди туда и ездят, даже из Германии. Само шоссе густо украшено заборным граффити с порнографическим уклоном. Жаль, краски не было, чтобы поставить стрелки и подписать многочисленные члены по-русски:)

В Детройте мы планировали довольно много точечных заброшек, но попали только на два огромных завода — Паккард и Фишер. Паккард — это целый квартал, заваленный обломками стен, брошенными катерами и автомобилями, баллончиками от краски и прочей ржавой фигней. Природа представлена плющом, обвивающим развалины, и негритянской гопотой. Черные вели себя вполне дружелюбно, даром, что мы были, возможно, единственными белыми во всей этой части города. Вероятно, они предполагали, что если эти люди сюда сунулись, то у них должны быть на то весомые основания. Тем не менее, мы на рожон не лезли, а лабиринты бывшего завода предоставляли массу возможностей для скрытного перемещения. Завод Фишера более компактен и находится в менее населенном районе. На верхних этажах 7-этажного здания сохранилось тяжелое оборудование, конвейер, система вентиляции и прочие железки. С потолка свисают полуметровые соляные сталактиты. Крыша в хорошую погоду — идеальное место для распития пива любителями заброшек, ибо в просветы между железками с нее открывается вид на целый город, полный такими же железками. Точечные объекты — небоскребы и другие здания — брошены на верхних этажах, но входы все заблокированы, вокруг заборы, колючка, люди, копы. Заброшенных объектов как таковых по стране довольно мало, так как даже если объект не используется, он все равно кому-то принадлежит, вокруг него построен забор, на заборе висят таблички о том, что проникновение на частную территорию дает владельцу право стрелять на поражение и т.д. Вряд ли по нарушителям действительно стреляют, а вот попадание в полицию и пара тысяч долларов штрафа — вполне реальная перспектива. Так что в больших городах мы решили не испытывать судьбу, разрезая колючую проволоку на глазах у законопослушных прохожих.

Автомобильный завод Паккарда, Детройт, Мичиган
Автомобильный завод Паккарда, Детройт, Мичиган


В Чикаго вместо одного заброшенного моста оказалось два действующих, но с парком вокруг. После небольшого получасового стояния в пробке, взгляда на подъезды к озеру Мичиган было достаточно, чтобы захотеть убраться оттуда, не искупавшись. В целом это еще раз подтвердило нашу изначальную ориентированность на безлюдные места, большие пространства, природу и захолустье, и небольшие шансы получения удовольствия в крупных городах.

Наиболее заброшенным показался Гэри — город на севере Индианы, где не хватает средств даже на охрану зданий, не говоря уже об их реставрации. Кроме храма, где в этот день снимали кино, удалось проникнуть во все — театр, почта, вокзал и многоэтажные апартаменты посла, где наиболее сухие комнаты используются бомжами, а остальные — пусты, разрушены или приспособлены под святилища. Лестницы доживают свои последние годы, поэтому наверх мало кто поднимается, там относительно чисто, на стенах попадаются картины. Бомжи, судя по обстановке, сидят у действующего камина, читают книги и играют с детьми в игрушки.

"Золотой ручей" у заброшенного поселка Айронтон, Колорадо
"Золотой ручей" у заброшенного поселка Айронтон, Колорадо


Custer Motorway — узкая гравийка через лес и горы, которая 150 лет назад была важной дорогой в Айдахо. Часто попадаются указатели, рассказы об истории опорных пунктов, а сами пункты — уже даже не заброшки, а следовые количества поглощенных природой руин. Так примерно 60 км. При этом на поляне, от которой на 20 миль во все стороны — только елки да шишки, мы обнаружили стационарный туалет для туристов. Сохранившиеся гост-тауны в регионе все оказались окультуренными местами. Вдоль дорог — специально собранные по лесам и болотам и тщательно расставленные ржавые механизмы. Если придорожный булыжник можно связать с Американской Историей, то он обязательно будет подписан и защищен законом о вандализме. В туристический сезон в каждом таком городе какое-нибудь событие на выходные — то родео, то парад старинных автомобилей. Само по себе весьма интересно, познавательно, и позволяет потрендить с простыми людьми. Но как следствие, опять потратили 100$ и два часа на поиск ночлега.

В Калифорнии большинство заброшек действующие (из трех намеченных лагерей сработал один, остальные — в армейской собственности с соответствующей охраной). Аналогичная ситуация ждала нас с двумя авиасвалками — одна находится на действующем аэродроме, все огорожено, прохода нет, антитерроризм в действии. Другая коммерчески предназначена для киношников, и меньше чем за два килобакса управляющий не соглашался нас впустить, а для нелегального проникновения в стране, где толком не знаешь, чем это может быть чревато, она непригодна. Только на автобусную свалку (Уильямс) удалось пролезть через отсутствующий фрагмент забора, причем в ангаре, расположенном в ее центре, работали люди, пополняя свалку новыми экспонатами. В северо-восточной части Калифорнии (район котловины Моно) весьма пустынно, нет людей, но есть покинутые шахты. Точнее, судя по простреленным газовым баллонам, люди там все-таки бывают, но мы за три часа петляния по сопкам никого не встретили. По всей видимости, хребет Сьерра-Невада отделяет омерзительное населенное побережье от прекрасной заброшенной пустыни.

Поселок-призрак Чемунг-Майн, Калифорния
Поселок-призрак Чемунг-Майн, Калифорния


1.3 Города, лэндмарки и прочее

Если вы хотите посмотреть все наиболее известные места во всех штатах, кроме Аляски и Гавайев, и при этом умеете не тормозить по утрам и за обедом, то вам нужно два месяца. У нас было шесть недель — минус Флорида, Джорджия, Алабама, северо-восточные штаты, Ниагара (представляю, сколько там в августе народа!), Каньон Брайс и несколько других парков.

Многообразие работ сумасшедшего стеклодува (Dale Chihuly) в сочетании с десятью климатическими зонами денверского ботанического сада возымело мощнейший синергетический эффект. Его Garden series каждое лето — в разных городах, мы как раз попали в Денвере. Но ботсад и без стекла замечательный, не такой «просто лес» как у нас. Даже отдельная площадка для бонсай есть. Траву в Колорадо так и не покурили, хотя запах периодически чувствовался. Оно и к лучшему — на следующий день после Колорадо нас остановили копы по подозрению в перевозке наркотиков. Искали долго, с собаками и подробными расспросами. Хорошо, что предыдущие арендаторы машины ничего в ней не припрятали!

Пересеченная местность в Миссисипи встретила нас мангровыми лесами, бочкообразными деревьями, жарой и влажностью. Внизу болото, сверху лианы свисают, вокруг тропические крики. Аллигатор, которого я поджидал в укромном месте, так и не вылез, а вместо него на тропинку вышел кабан с десятком полосатых микрокабанят. А вообще рабовладельческие штаты нравятся мне не только берегом Миссисипи, но и множеством остатков былого величия: колониальными особняками, огромными приусадебными участками, раскидистыми деревьями. На ступенях такой фазенды часто стоит чернокожий с метлой — не знаю, работник или владелец:). К тому же все дешевле, чем в центральных, северных и прибрежных штатах. В Луизиане по сравнению с предыдущими посещенными штатами намного меньше заборов, стоянок, мотелей, сортиров и прочего цивилизационного хлама. Так как участки у людей большие, старые машины не утилизируют, а просто бросают где-нибудь у забора. Толстое железо, а кое-где и сухой климат, позволяют воочию наблюдать историю американского автопрома, начиная с 30-х годов.

Довоенный автомобиль в поселке-призраке Боди, Калифорния
Довоенный автомобиль в поселке-призраке Боди, Калифорния


Около Marine Corps Reserve (заброшенный объект в Детройте) попали на соревнования Формулы-1 среди катеров, найдя это место по характерному звуку высокооборотных моторов. Только я полез за камерой, как ближайший болид взлетел в воздух, сделал пару сальто и завершающий crash. Гонщик не пострадал, а я опоздал с кадром на две секунды.

Музей Harley & Davidson в Милуоки был обнаружен случайно. Кроме собственно экспозиции, потратили сто баксов в примузейном магазине на всякую хрень типа железных банок. В штатах повсеместный культ байкерства проявляется во многих аспектах, от инфраструктуры до шоппинг-объектов. А вот мотоциклы безобразно дорогие — плата за символ и легенду. Видимо, поэтому байкеры младше сорока лет на дорогах не представлены, у них просто денег нет на «Харлей» (15-20 K$), а на другом мотоцикле здесь кататься не комильфо. Только не говорите, что ездить по горам на Ниссане в стране Рэнглеров и Хаммеров — это тоже не комильфо:)

Железный мотоциклист на площадке перед музеем Харлей-Давидсон, Милуоки, Висконсин
Железный мотоциклист на площадке перед музеем Харлей-Давидсон, Милуоки, Висконсин


Музеи и прочие культурные достопримечательности не стояли в нашем списке мест на первых местах. Тем не менее, кроме H&D стоит отметить офигительный железнодорожный музей в Сакраменто. Он укомплектован не только экспонатами, но и людьми, охотно рассказывающими об особенностях и истории каждой из железяк.

К гейзерам в Йеллоустоне попали на закате, что только добавило им красоты. Опять же, людей меньше. Навигатор повел нас ночью на выход из парка по серпантину шириной два метра с обрывом с одной стороны, хотя внизу была дорога. Все жилье в радиусе 200 миль оказалось занято либо стоило от двухсот долларов. За два часа рысканья в темноте нашли что-то за 112$, чтобы на следующий день ехать обратно в парк. Когда вдалеке показался очередной медведь, на дороге сразу же образовалась пробка и толпа из сотен американцев. Некоторые доставали из багажников бинокли, огромные объективы, штативы и даже КРЕСЛА (!), чтобы наблюдать за дикой природой с комфортом.

озеро Утренней Славы, долина Гейзеров, Йеллоустоун, Вайоминг
озеро Утренней Славы, долина Гейзеров, Йеллоустоун, Вайоминг


Чем дальше от побережий, тем меньше негров, проще люди, лучше сервис и доступнее цены. В небольших городах и деревнях центральных штатов непосредственность и открытость американцев поражает. Посетители в барах не только лезут с рассказами о своей жизни, но и, кажется, готовы сразу трахаться/драться/приглашать в гости/одолжить рыдван/…. Это не про туристов — те слишком правильные. Местные вокруг пабов в микрогородках очень колоритные, как и сами городки. Особенно те, которые вместо ghost оказались preserved, как например раскрученные Virginia City и Nevada City (оба в Монтане). Это не абандон, а скорее город-музей, зато жизнь бурлит по полной, и афроамериканцев вообще нет (следовательно, и преступность крайне низкая). Хотя у некоторых белых — рожи типичных реднеков, банка пива в одной руке и обрез в другой, опасными они не кажутся.

Все, что находится за пределами США, людям глубоко до лампочки. В глубинке Россия, Украина и прочая внешняя политика никого не интересуют, примерно половина людей слышала, что есть такая страна Россия, где по улицам ходят медведи с бутылкой водки и калашом, и лишь единицы знают, что такое Москва. Те, кто знали, расспрашивали с интересом. Несмотря на TV-пропаганду, отношение к русским доброжелательное и заинтересованное — не каждый день такая экзотика попадается. Осознал отличие усредненного американца от усредненного русского: русские похожи на дворовых котов и кошек, а американцы — на тех, что живут в домах. Отличие здесь не в уровне жизни — он бывает разным и у тех, и у этих — а в постоянной готовности (или неготовности) к подставе. Домашние даже не обязательно кастрированные, но разница все равно налицо.

Сельский дом в районе Блю Ридж, Вирджиния
Сельский дом в районе Блю Ридж, Вирджиния


В книжном мегашопе в Портленде (Орегон) продавались, в том числе, такие странные вещи, как накладной рог для кота. Причем для черных и для белых котов — разные модели. Цены на тихоокеанском побережье — 50$ за номер, 10$ за большую порцию тайской еды на вынос. Найдя мотель, мы проехали 16 миль в поисках ресторана и, не солоно хлебавши, вернулись, чтобы обнаружить ресторан в здании, соседнем с мотелем. Гора Св. Елены была вся в тумане, но дорога туда из-за этого «вставляла» даже больше. Также Орегон порадовал нас экзотическими шишками и стоящим посреди поля Боингом-747. Оказалось, что это аналог нашего Монино — Evergreen Air Museum под открытым небом. Так как мы гуляли по территории после закрытия, ни один посетитель не помешал наслаждаться общением с самолетами.

Реклама в Интернете даром не проходит — весь стеклянный пляж (Форт Брэгг, Калифорния) туристы разобрали на сувениры. Аризонский метеоритный кратер (20 мегатонн, диаметр около километра) можно посмотреть исключительно сверху с цивильных дорожек, причем только, пройдя через музей и заплатив 18$.

В поисках хорошей точки съемки Golden Gate (Сан-Франциско, Калифорния) мы залезли дальше всех на скалы со стороны Бейкерс Бич. Но и туда через какое-то время приехала свадебная фотосессия, чтобы запечатлеть ожиревшую межрасовую пару среди брызг и камней позади вставленной в песок розовой фанерки с надписью LOVE. Идиотизм в любой стране одинаков:)

Вид на мост "Золотые Ворота" с берега Бейкерс-бич, Сан-Франциско, Калифорния
Вид на мост "Золотые Ворота" с берега Бейкерс-бич, Сан-Франциско, Калифорния


Иногда работал по вечерам, так как приходили пруфы из редакций, запросы на срочный баг-фиксинг от программистов и прочие письма, требующие относительно быстрой реакции. В частности, не удалось попить пива с призраком Джона Уэйна, которому была посвящена каждая пядь номера в Бишопе на границе Долины Смерти, где он, по легенде, когда-то ночевал. Впрочем, скелет на мотоцикле, с этикетки призывающий покупателя сгореть с ним в аду, еще не гарантировал высокого качества напитка.

В Оклахома-Сити мы все время оказывались в районах захолустных автосервисов, маргинальных жрален и полного отсутствия белых. Может быть, весь город такой? Я совершенно не склонен к расизму, но посмотрев на молодых афроамериканцев, быстро понял, откуда появляются новости, в которых полицейские предпочитают по ним стрелять без особых разговоров. Отсутствие образования, криминальное детство, нежелание и неумение работать и болезненное расовое самосознание — удручающие сочетание, в результате которого группа чернокожих подростков по поведению больше напоминает шимпанзе, чем людей. Общаются они, в основном, с использованием сигнальной системы первого рода — вскриками и жестами. Самые распространенные профессии — заправщик, мойщик машин, дорожный рабочий, попрошайка, вор, праздношатающийся. И еще диджей:) Хотя попадаются и вполне нормальные, особенно на восточном побережье. Но таких заметно меньше, общее впечатление все равно негативное. Может быть, черные очеловечиваются с возрастом? Говорят, в армии они часто находят место, идеально подходящее для своих сильных сторон характера, и дослуживаются до генералов. Среди метисов и мулатов есть представители всех профессий, и словарный запас в среднем больше.

Железнодорожный узел "Юг-Ближний", Чикаго, Иллийнос
Железнодорожный узел "Юг-Ближний", Чикаго, Иллийнос


В Хьюстоне (Техас) только 28% белых, зато есть аэрокосмический музей NASA, экскурсии в ЦУП и живой диалог с конструктором об устройстве экспонатов. Несмотря на цену (26$), для людей, выросших на научной фантастике 80-х, это однозначный must see. Музеи стоят по нашим меркам дорого, но иногда возможны альтернативные решения, например кассир в Филадельфии (Пенсильвания) пустил нас на подлодку за пятерку в карман против официальных 13$ за билет.

Нью-Йорк — отдельная страна с другими людьми и нравами. Этот город можно полюбить, несмотря на то, что первое впечатление схоже с Москвой — помойка, перенаселенная людьми. Здесь хорошо пахнет, районы сильно отличаются друг от друга, люди выглядят в целом счастливыми и присутствует легкий налет сумасшествия. В любом другом американском городе вряд ли можно заплатить деньги за то, чтобы посмотреть, как граффитист портит стену, или сфотографироваться посреди Таймс-Сквер с двумя голыми девицами, раскрашенными под флаг США. Мы провели в Нью-Йорке три дня, жили в более дешевом Бронксе, а гуляли, в основном, по Манхэттену.

Всемирно известный зоопарк Бронкса ожиданий не оправдал. 90% животных, которых там можно увидеть — это люди и их отпрыски. На территории слишком много магазинов, кафе, сервисов, и над всем этим — символический транспарант «Join the herd». Воистину, соответствует!;). За доступ ко многим вольерам — дополнительные поборы. Их можно заранее включить в билет, превратив его цену в грабительские 34$ с человека. Вердикт: Bronx Zoo = фигня.

продолжение тут: proexpedition.ru/Travel/krug-po-ssha-chast-2

5 комментариев

minimoto
Тоскливенько, это жить в жестких рамках «туда ходи, сюда на ходи»(
OldGarry
даже не сомневался, что мне там не понравится) зачем такая природа, если до нее нельзя дотронуться :)
PhylToukach
Нельзя-то нельзя, но мы же нашли способы дотронуться:).
Zizis
Кажется, это лучший из всех виденных мной маршрутов!
Соберусь в Штаты, опять будем пить пиво. Только в этот раз я буду выспрашивать про трек :)
PhylToukach
нет проблем, я за:)

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: