• Карточка путешествия
  • Место на карте
Круговая поездка в Среднюю Азию включала 11000км дорог в пяти странах, Тянь-Шань (хр. Терскей Алатау), Памир (Горный Бадахшан) и прилегающие районы. Значимая часть маршрута (6000 км, две недели) охватила Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан; в KG и TJ она проходила по грунтовым и горным дорогам. До Балхаша и после Жаслыка двигались «из точки А в точку Б» по асфальту или тому, что там его заменяет.

С начала лета в России сгущалась ситуация с тюнингом внедорожников и получилось так, что к моменту выезда карательная операция ГИБДД была в самом разгаре. Легального способа узаконить изменения наших машин пока нет, нелегальные способы — какие-то неоднозначные и стремные, вернуть машины в сток тоже невозможно — слишком много всего переделано. За неделю до поездки мы окончательно поняли, что если мы не хотим раздать весь наш бюджет на взятки, то надо либо отказаться от поездки, либо оставить дома подготовленные машины, взять то что есть — микроавтобус Toyota Hiace — и перепроложить маршрут под его возможности. За неделю снизу были поставлены защиты и более или менее организовано внутренее пространство. На более серьезную подготовку не было ни времени, ни денег.

Итак, мы поехали втроем на одной машине, не предназначенной для «неасфальтовых» экспедиций. Несмотря на это я остался вполне доволен. Основные последствия смены машины перед поездкой — 1) большое напряжение при объезде колдобин, там где на внедорожнике можно просто расслабленно ехать 2) более частые ночевки в гостиницах, чем в палатках. Но с другой стороны, на многих горных дорогах и на джипе почти никуда не съедешь.

В это раз я решил ограничить псевдохудожественный текст подписями к фотографиям, а полезную информацию для последователей объединил в несколько разделов в конце отчета:
  • Ночевки
  • Документы и границы
  • Дороги
  • Погода
  • Заброшки
  • Некоторые наблюдения
  • Небоевые потери
  • Цены и деньги
  • Маршрут и легенда

Фотографии

Одно из многочисленных советских военных сооружений на берегу Балхаша. Местные архитектурные особенности проявляются даже в навершиях куполов антенн.
Одно из многочисленных советских военных сооружений на берегу Балхаша. Местные архитектурные особенности проявляются даже в навершиях куполов антенн.


1. Лавандовые квадраты по пути к перевалу Ченашу. 2. Когда ехали к перевалу Суек, снег в долине еще был, когда ехали обратно - уже не было.
1. Лавандовые квадраты по пути к перевалу Ченашу. 2. Когда ехали к перевалу Суек, снег в долине еще был, когда ехали обратно — уже не было.


Вид на перевал Суек с китайской грунтовки
Вид на перевал Суек с китайской грунтовки


К северу от перевала Сарымойнок - либо дороги нет совсем (т.е. напролом через броды и ямы), либо отлично отсыпанная грунтовка с мостами.
К северу от перевала Сарымойнок — либо дороги нет совсем (т.е. напролом через броды и ямы), либо отлично отсыпанная грунтовка с мостами.


Горная тундра в ущелье Барскоон. При наступании на одну часть этого ковра, другая приподнимается.
Горная тундра в ущелье Барскоон. При наступании на одну часть этого ковра, другая приподнимается.


Каменные мутанты в каньоне Сказка.
Каменные мутанты в каньоне Сказка.


Дорога в туристическое место Джеты-Огуз. Сам Джеты-Огуз тоже неплох, но не так прекрасен, как дорога.
Дорога в туристическое место Джеты-Огуз. Сам Джеты-Огуз тоже неплох, но не так прекрасен, как дорога.


Оловянная шахта занимает стратегическую позицию между умирающей деревней и КПП на мосту через Сарыджаз.
Оловянная шахта занимает стратегическую позицию между умирающей деревней и КПП на мосту через Сарыджаз.


Всего в километре от огромного юртинга на берегу Иссык-Куль уже никто не мешает наслаждаться видом на Терскей Алатау.
Всего в километре от огромного юртинга на берегу Иссык-Куль уже никто не мешает наслаждаться видом на Терскей Алатау.


Кусок асфальта где-то по пути на перевал Тоссор.
Кусок асфальта где-то по пути на перевал Тоссор.


Нажарившись внизу, как в раскаленной печи, на перевалах мы восстанавливали баланс тепла в организме.
Нажарившись внизу, как в раскаленной печи, на перевалах мы восстанавливали баланс тепла в организме.


Кыргызская гостиница в 50 километрах от трассы вокруг оз. Иссык-Куль
Кыргызская гостиница в 50 километрах от трассы вокруг оз. Иссык-Куль


Попрыгав по серпантинам, успели до темноты на озеро Искандеркуль. Белые точки на другом берегу - дача президента Таджикистана.
Попрыгав по серпантинам, успели до темноты на озеро Искандеркуль. Белые точки на другом берегу — дача президента Таджикистана.


Если верить путеводителям, озеро Каракуль на высоте 4 километра - "туристическая жемчужина региона". Вокруг - божественная пустыня, в радиусе 50 км - ни одного туриста.
Если верить путеводителям, озеро Каракуль на высоте 4 километра — "туристическая жемчужина региона". Вокруг — божественная пустыня, в радиусе 50 км — ни одного туриста.


Таджикский автосервис самообслуживания. Есть смотровая яма, сортир, а чуть дальше просматривается место, где можно вымыть руки:). Заготовки для изготовления запчастей можно найти на небольшой свалке вокруг.
Таджикский автосервис самообслуживания. Есть смотровая яма, сортир, а чуть дальше просматривается место, где можно вымыть руки:). Заготовки для изготовления запчастей можно найти на небольшой свалке вокруг.


Если взять за основу Марс и добавить снег и земное небо, получится вид с памирского тракта.
Если взять за основу Марс и добавить снег и земное небо, получится вид с памирского тракта.


Мургаб - первое поселение после пограничного перехода в Горный Бадахшан. Примерно через 300 км. Там даже есть гостиница.
Мургаб — первое поселение после пограничного перехода в Горный Бадахшан. Примерно через 300 км. Там даже есть гостиница.


Сота работает в режиме расширенного покрытия при меньшем числе абонентов. Даже в этом ущелье между суровым Афганистаном и гостеприимным Таджикистаном есть мобильная связь.
Сота работает в режиме расширенного покрытия при меньшем числе абонентов. Даже в этом ущелье между суровым Афганистаном и гостеприимным Таджикистаном есть мобильная связь.


Аральское море, курс на остров Возрождения.
Аральское море, курс на остров Возрождения.

Неудивительно, что бурная ночная жизнь Самарканда не распространяется на исторический центр - вход туда стоит 5 долларов. Место очень приятное.
Неудивительно, что бурная ночная жизнь Самарканда не распространяется на исторический центр — вход туда стоит 5 долларов. Место очень приятное.


Несмотря на адскую жару днем, ночью в Узбекистане можно жить. Дюны представляют собой хорошее укрытие для бивуака.
Несмотря на адскую жару днем, ночью в Узбекистане можно жить. Дюны представляют собой хорошее укрытие для бивуака.


Ночевки

Из-за ограниченных возможностей машины по части съездов с дороги и поиска ночевок в поле, а также с целью экономии времени, на гостиницы пришлось больше половины ночевок. Отдельные наблюдения (если планируете похожий маршрут, читайте, открыв нитку и POI — см. ссылку в конце текста):

  • На объездной дороге вокруг Казани мотель «Добрый Финн» (или «Старый Финн», не помню) порадовал персональной сауной в номере.
  • Гостиница «Астам» (Костанай, KZ) — огромные вкусные порции, люксовый номер, мизерные цены.
  • На западном берегу Балхаша есть места, пригодные для ночевок. Концентрация туристов — примерно один лагерь на 100 м берега. Ночью это не помешало каким-то уродам отплыть на моторке от берега и устроить там дискотеку.
  • Единственное скрытное место у реки Сары-Джаз (KG), доступное для автомобиля, отделено коротким крутым спуском. За ночь дождь размыл этот кусок. Нашему главному водителю удалось заехать с разгона с первого раза, с отрывом от земли в верхней точке всех четырех колес, и чуть было не сделав уши в реку. Но не на джипе лучше не съезжайте. См. точку «пер. Ченашу».
  • Около заставы на пер. Сарымойнок есть пара разваленных домов, пригодных для ночевки. Как только поставили палатку, начался дождь. К сожалению, единственное место, которое не нужно было очищать от коровьего дерьма, тут же залило. Укрывались и ужинали в этих домах в 200м от КПП.
  • На хороший пляж на Иссык-Куль не смогли заехать из-за недопривода, встали над обрывчиком в километре от оживленного юртинга, привязанного к достопримечательности «мертвое соленое озеро». На самом мертвом озере (оз. Каракёль, на некоторых картах обозначено как оз. Королёк) смореть нечего, если только там не купаться.
  • Милиционер в Казармане ночью дал наводку на гостиницу (еда в юрте, туалет и душ во дворе, комната без света). В ней собрались все иностранцы, с которыми мы периодически пересекались на маршруте.
  • Есть неплохая частная гостиница «Баяна» в центре Оша (через улицу от «Интуриста»). Воду выдавали в баклажках, так как ее по вечерам нет во всем городе. Еда вкуснейшая.
  • В Мургабе есть пара гостиниц, постояльцы, в основном, англоязычные, номера — нормальные для такого удаленного от цивилизации селения, свет и вода с перебоями.
  • После поворота на север от р. Пяндж пропустили темноту (не нашли места для ночевки) и два часа ехали в Тавильдару по перевалам, как по полосе препятствий. Гостиницы в Тавильдаре — грязные, вонючие, без стекол в окнах. В нашей, к тому же, третья кровать стояла на подставке для гроба. При этом с фасада, конечно, взирал и благославлял народ вездесущий бездарно отфотошопленный президент Рахмон.
  • Съехать на ночь с дороги в таджикских горах достаточно далеко, чтобы укрыться за возвышенностью или валуном, можно только на плоских участках вблизи перевалов. Но там холодно (около 0ºC).
  • На стоянке огромного отеля в Душанбе оставшийся ночевать в автобусе Кирилл проснулся в 6 утра от того, что местный мыл нашу машину. Возможно, так выражается уважение к туристам:)
  • В холмистой пустыне около п. Байсун легко укрыть палатку от ментов и посторонних взглядов. Звезд до черта. Чтобы их хорошо сфотографировать, придется дожить ТРЕЗВЫМИ примерно до двух часов ночи ;).


Координаты ночевок:
(кроме ночевки неизвестно где после Уфы и ночи, проведеной на границе в Каракалпакии)
+ = хорошие; — = плохие: o = обычные.
в скобках — название места или расстояние/направление от ближайшего поселка

  • + Казань ('Добрый Финн') N55°55'02.1" E49°08'44.4"
  • + Костанай ('Астам') N53°14'18.7" E63°37'08.1"
  • o Астана ('Жасамир') N51°09'48.8" E71°24'42.2"
  • o оз. Балхаш (г. Балхаш, 25км SWW) N46°46'21.7" E74°39'01.6"
  • o Алматы ('Салем') N43°14'17.5" E76°49'36.6"
  • — п. Иныльчек (индастриал) N42°01'33.6" E79°04'40.9"
  • o пер. Мукачи (п. Иныльчек, 20км N, внизу у реки) N42°12'10.3" E79°07'20.1"
  • — пер. Сарымойнок (п. Барскоон, 25км S) N41°55'36.9" E77°38'34.1"
  • + оз. Иссык-Куль (Актерек, 3км NE) N42°15'36.9" E76°44'18.8"
  • o Казарман (мотель) N41°24'18.3" E74°01'40.0"
  • + Ош ('Баяна') N40°31'21.3" E72°48'03.0"
  • — Мургаб ('Памир') N38°10'28.7" E73°58'00.1"
  • + Хорог ('Кивекас') N37°29'31.5" E71°33'11.6"
  • ? пер. Хабуработ (п. Сафедорон, 5км S, потенциальная) N38°37'10.1" E70°43'14.8"
  • — Тавильдара (говномотель) N38°41'44.4" E70°29'02.3"
  • o Душанбе ('Истиклол') N38°35'17.4" E68°45'54.9"
  • + русло Пульхаким (п. Янгиер, 5км N) N38°02'17.8" E67°31'30.1"
  • + Самарканд ('Камила') N39°39'52.9" E66°58'20.8"
  • + Бухара ('Хасан') N39°46'22.5" E64°24'14.8"
  • — Хива ('Лали-Опа') N41°22'48.4" E60°21'26.2"
  • o Атырау ('Алматы') N47°05'50.1" E51°55'32.5"
  • o Большая Черниговка (мотель) N52°05'08.6" E50°51'34.0"


Документы и границы

Условия проезда пограничных переходов.
Условия проезда пограничных переходов.


  • У нас была охранная грамота с красивой подписью и печатью, рассказывающая о том, что нас «крышуют» всяческие гео-эко-туристо-джипо-организации и о том, какая у нас замечательная экспедиция и почему все государственные и прочие органы должны оказывать нам поддержку. Читали этот документ, висящий изнутри на боковом стекле, многие, но помогло ли это чему-либо, я не знаю. Возможно, без него взятки были бы больше:)
  • Пропуска требуются для посещения приганичных районов Киргизии (в том числе для въезда через КПП «Каркара», но там у нас пропуск не спросили), для въезда в ГБАО и следования по трассе M-41, для посещения приграничных районов Таджикистана (в.т.ч. для выезда через КПП «Сариосиё»). На таджикско-узбекской границе в этом году пропуска проверяли «не глядя», тем не менее КПП «Жартепа» был закрыт, а КПП «Карамык» закрыт для иностранцев. Для более северных КПП пропуска не нужны.
  • 40 км после границы RU/KZ (Троицк) — п. Карабалык: справа у дороги в гостинице можно поменять деньги, купить симку.
  • Пропуска делает Умаржан Ессиддинов (фирма «Мундуз-Турист» — Ош, Курманжан Датка 124а, +996 772345000), он же выступает посредником и может дать полезную сопутствующую информацию для туристов по Кыргызстану и Таджикистану. Цены на комплект из трех пропусков составили ~150$ на человека, оплата вперед банковским переводом. Со сроками был пролет — нам выслали сканы всех документов буквально за несколько дней до выезда, заставив изрядно понервничать. Так что начинайте делать пропуска за полгода. Документы в ГБАО делает также Исмаил Конунов (г. Хорог, +992 935009947). Мы возили с собой распечатки, оригиналы пропусков у нас никто не спрашивал, но иногда просили оставить на КПП копию.
  • КПП «Каркара» прошли за полчаса, очередей здесь обычно не бывает.
  • Разрешения проверяли не на всех КПП. Перед п. Инылчек (КПП на мосту) — проверяли.
  • На въезде в Таджикистан взимают таможенный сбор (30$, в зависимости от автомобиля) и ветеринарный сбор (6$), оба документа надо хранить до выезда.
  • В Казахстане и Узбекистане требуется застраховать автомобиль (ОСАГО), это можно сделать у границы. Минимальный срок страховки — 15 дней, цена в Казахстане около 30$.
  • В Таджикистане и Узбекистане требуется временная регистрация в трехдневный срок. Ны выезде из Таджикистана выяснилась схема отъема денег — при въезде пограничники говорят, что обязательную регистрацию отменили, а при выезде выясняется, что регистрация-таки была нужна (или на выезде разводят туристов, пользуясь устаревшими документами). Получение — ехать обратно в гостиницу и пытаться договориться там, либо регистрироваться в ОВИРе. Мы отделались взяткой таджикским пограничникам. Так что делайте регистрацию независимо от того, что вам говорят на границе. Регистрация представляет собой бумажку с датой и печатью, ее обязаны выдавать гостиницы, которым разрешено принимать иностранцев. Нужно ли после первой регистрации регистрироваться каждый день или можно сделать это снова через три дня, выяснить не удалось — все представители власти имеют на этот счет свое, отличное от других, мнение. Если узбеки будут спрашивать, где вы провели следующую ночь (после регистрации при отсутствии следующей регистрации), предположительно, их устроит ответ, что вы всю ночь ехали или чинили машину.
  • На въезде в Узбекистан по дороге Душанбе-Термез (КПП «Сариосиё») вообще не было очереди. Тем не менее, досмотр машины занял пять часов — перерыли буквально все, включая данные на сменных носителях, системные папки, корзину и интернет-кэш на ноуте и т.д. Хорошо хоть консервные банки не вскрывали.
  • На выезде из Узбекистана досмотр прошел быстрее, но в очередях потратили целую ночь и утро. Говорят, что на въезде в Каракалпакию люди стоят от одного до пяти дней. Переход около Ташкента — поорганизованней, но тоже загруженный. Граница в Каракалпакии — это совок в квадрате. Точнее даже не совок, а исход евреев в Америку в 30-х: полный бардак, огромные неуправляемые очереди, семьи из 20-ти человек, сидящие на тюках, все трясут какими-то бумажками, кто-то расположился на ночлег прямо на земле, кто-то делится едой с товарищами по несчастью, и над всем этим — пятиметровый железный забор с колючей проволокой. Когда охранник с той стороны забора подходит к калитке, все хватают рюкзаки, очередь делает конвульсивное движение и уплотняется еще на полметра. Какие-то проходимцы предлагают провести без очереди за 8000 рублей. Такая херня на границе перевешивает культурные ценности, природу и прекрасных людей в городах и селах — пока свежи воспоминания об узбекской таможне, больше в эту страну ехать не хочется.
  • Кроме файлов эротического или террористического содержания (что ожидаемо), в Узбекистан категорически запрещен ввоз дронов, а изделия из шкур надо строго декларировать.
  • Провел три увлекательных часа, пытаясь оплатить штраф за непристегнутого заднего пассажира (кажется, он находился в горизонтальном положении, но мент его увидел даже сквозь занавеску). Неоплата чревата непусканием в Казахстан в следующий раз. В банках штраф не принимают, так как у меня, как у неризидента, нет номера ИИН в Казахстанской налоговой системе. Получение номера в номинале занимает три дня. Посылали от одного окна к другому в налоговом комитете, по-русски все говорят, но недостаточно хорошо, чтобы объяснить тонкости работы официальных сервисов, особенно с учетом того, что никто толком ничего не знает. В конце концов удалось выяснить, что штраф без ИИН можно оплатить в единственной организации — на Казпочте.


Дороги
(привел даты для оценки возможной скорости передвижения)

  • 10.7 M36 от Троицка до Астаны — асфальт, после Костаная есть пара мотелей, не считая тех, что в самом городе.
  • 12.7 Астана-Алматы — тоже неплохая трасса, за 100км до Алматы уже видны горы, что вселяет надежду, что скоро будет не так жарко
  • 13.7 Каркара-Акбулак — очень неровный грейдер, для Toyota Hiace на пределе.
  • 13.7 Дороги на юг от оз. Иссык-Куль и окрестностей — нормальные утоптанные грунтовки, иногда хреновый асфальт (например, «повышенная ямочность» вдоль р. Тугенаксу)
  • 17.7 Северный объезд вокруг оз. Сон-Кёль непроходим для монопривода — потратили три часа, чтобы убедиться. Почти от оз. Орто-Токай и до хр. Сары-Кыр на подъезде к Джалалабаду — отвратительный трехсоткилометровый грейдер, очень тряский и пыльный. По пути около пяти перевалов, вид с которых компенсирует неудобства.
  • 19.7 от КПП «Кызыл-Арт» почти до Душанбе асфальт M-41 фрагментарен, больше похож на грейдер, чередуется с грунтовкой. Можно стравливать колеса на несколько дней.
  • 20.7 Трасса от Хорога до Душанбе вдоль Пянджа — адский трэш, как застывшее штормовое море. На ней есть десяток КПП, проезд не затруднен — проверяют у всех паспорта, иногда пропуска в ГБАО.
  • 21.7 После Калаихума путь через горы (мы ехали через пер. Хабуработ, п. Тавильдара, далее по северному берегу р. Обихонгоу) на 100км короче, чем вдоль Пянджа, но получается дольше по времени.
  • 22.7 На север от Душанбе идет хорошее платное шоссе со множеством тоннелей (кто бы мог подумать, что я буду радоваться платной дороге — по ней хотя бы можно ехать, а не ползти!), сборы около 25 сомони в один конец, на пунктах оплаты — очереди.
  • 25.7 По всем дорогам в Узбекистане много постов, где менты вымогают деньги. Вплоть до того, что «вы здесь не проедете, потому что у вас микроавтобус, и мне плевать, что в СТС написано — легковой универсал».
  • 25.7 От Самарканда до Бухары — населенная дорога: автосервисы, хостелы, засеянные поля; далее на северо-запад идет абсолютно прямое новое шоссе через Кызылкум.
  • 29.7 До перехода KZ/RU в Погодаево хорошая дорога, в отличие от Озинок и Котяевки. Видимо, поэтому очередь из фур растянулась на пару километров. Прошли за два часа.

Преобладающие машины: юг Казахстана — Delica, Киргизия — двадцатилетние немецкие седаны, Таджикистан — дешевые китайские микроавтобусы, Узбекистан — естественно, Damas.

Погода
  • В Казахстане и в долинах погода — сауна, раскаленный ветер не помогает, температура в тени около 40º.
  • В Киргизии, начиная от 2000м (т.е. почти на всей территории) — прохладнее. Ночные заморозки начинались от 3000м. Днем на перевалах около ноля. Снег на Терскей Алатау от 4000м, на Памире от 4500м.
  • В Узбекистане к югу от Самарканда, в Бухаре и в Кызылкуме два дня держалась температура 45º. После этого вечерние 38º казались приятной прохладой. Железная машина без кондиционера нагревалась, как консервная банка на костре. Приходилось иногда останавливаться на сиесту. Пешком передвигались буквально от тени к тени, казалось, что открытое солнце убьет (в прямом смысле ) за полчаса. У нас, не привыкших к такому климату, не получалось даже сделать глубокий вдох. В восемь утра уже +33º, на остановках обжигающий ветер перегревает организм быстрее, чем липкая жара в машине.
  • В Кызылкуме попали в короткую пыльную бурю: песок летит горизонтально, на ногах стоять трудно — сдувает, температура +40º, видимость 200м.

У меня впервые появилась горняшка. Легкие признаки начались на 4000м. Ощущения ночью — как будто спишь вниз головой. Физическая нагрузка (семичасовой ремонт рессоры с использованием подручных материалов) на 3500м далась тяжело — один раз поднимешь рессору, а кажется, что взбежал по лестнице на 12-й этаж. Как въехали в Бадахшан — у всех приход, едем-смеемся, тоже, видимо, результат пониженного атмосферного давления:)

Заброшки

В средней Азии часто трудно провести границу между действующими и заброшенными объектами. Дома, в которых живут люди, иногда вполне могут сойти за руины. Наша поездка не была посвящена абандонам, но отдельные места стоит отметить:

  • «Площадка 38» — одна из наиболее крупных заброшенных баз на Балхаше — выкуплена, здания разбирают на арматуру. По пути от Приозерска таких локаций штук пять, в основном полностью покинутые и сильно разломанные здания, внутри уже ничего нет.
  • на Арал не поехали — мало времени и неподходящая машина. Говорят, на о. Возрождения есть дорога, на ней охраняемый КПП; на спутнике просматриваются какие-то колеи. Удастся ли договориться с охранниками, можно выснить только экспериментально. Если кто пробовал, дайте знать!
  • в горах периодически попадались покинутые строения; наибольшая их концентрация была замечена вокруг завода в п. Иныльчек. Поселок наполовину оставлен, завод и прилегающие поселения оставлены полностью.
  • лежащие вдоль Пянджа танки, упущенные в обрыв при эвакуации советских войск из Афганистана, уже распилены и сданы на металлолом, но обочины пополняются новыми экспонатами (грузовиками, кузовами и т.д.).


Отдельные наблюдения

  • Алматы (и окрестности) вдоль дороги, проходящей через весь город — огромный «шанхайчик», хаотичное движение, базарище арабского типа. Напомнило «Черкизон».
  • В Кыргызских горах, особенно по дороге на Иныльчек, попадались поля, заполненные сотнями сурков и зайцев. Внимательный взгляд выявлял десяток зверьков, бегающих/сидящих/играющих через каждые десять метров. Наиболе ярко-окрашенные сурки околачивались в ничейной зоне между KG и TJ. Встреченных там же пограничников внешне сложно отличить от душманов — бородатые, с автоматами и в халатах.
  • Ущелье Джеты-Огуз — вполне цивилизованное туристическое место: юртинг, проводники, катание на ослах, платный проезд и т.д. Цены по нашим меркам символические.
  • Радиалка на пер. Суек (4100м) оказалась именно радиалкой, так как для кольцевого маршрута нужен джип. Сам перевал удивительно красив. По предгорьям идет ЛЭП и новая дорога, есть эпизодическое движение грузовиков с китайскими номерами.
  • Иссык-Куль — слабосоленый, прохладный, имеет участки «дикого» берега, места для ночевок есть. К западу от него есть небольшое озеро Орто-Токай — безлюдное, с отличными пляжами и доступное с шоссе.
  • Ущелье Сказка (платный въезд) — множество камней и скал причудливой формы, стоит посетить.
  • Сулейман-гора в Оше наиболее интересна с обратной стороны.
  • В Киргизии и Таджикистане много туристов на дорогах — на кемперах, эндуро, велосипедах и даже пешком. В основном молодые и англоговорящие, даже если это китайцы. Гостиницы в Казармане (KG) и Мургабе (TJ) вообще напоминали перевалочные пункты для иностранцев. Несмотря на ужасность трассы M-41, на ней много туристов из «первого мира». Таджикские дети худо-бедно говорят по-английски, продавая туристам еду. По-русски говорят только те, кому больше 30-ти лет.
  • Переход из KG в TJ подчеркивает разительный контраст. До — цветущие луга, пастбища, яркие краски. После — безжизненная пустыня, марсианский пейзаж, ни души на десятки километров вокруг. Вокруг оз. Каракуль — прекраснейшая песчаная пустыня с редкими колючками; окружена горами.
  • В пригородах Дашанбе и областных центров — явные признаки цивилизации, исчезают пикапы с вооруженными людьми и оборванные дети, женщины уже не моют ковры на асфальте. Стиль вождения, как и в глубинке — таджикский (все кладут на правила), движение громкое и хаотичное. Ввинчивающееся движение вверх пальцами правой руки означает «сейчас я проеду, что бы вы ни делали», после чего надо жать на газ. Полицейские, похоже, лично знают всех в своем районе.
  • Парк Рудаки (Душанбе) — чистый, ухоженный, располагается напротив резиденции президента, приятная смена обстановки гарантирована.
  • В Узбекистане есть интересная особенность — некуда выбросить мусор. Урны и баки начисто отсутствуют и в городах, и вдоль дорог. Весь ПТФ собирают и сдают бомжи. Возможно, и остальной мусор тоже — несмотря на то, что местные его кидают прямо на улицу, улицы относительно чистые.
  • Самарканд трехъязычен — узбекский, таджикский, русский. Детей стараются отдавать в русские школы, есть конкурс. В Ташкенте наоборот — принципиально не говорят на русском.
  • После поста Жаслык перебежавший дорогу фенек указал на огромный сверкающий город к северу от Каракалпакской трассы (на границе Аралкума и плато Устюрта), отсутствующий на картах. С учетом того, что придорожное кафе в 50-ти километрах ранее было заполнено сотнями китайцев, предполагаю, что происходит завоевание Узбекистана путем инвестирования средств в секретные заводы.
  • Спутниковый телефон нам понадобился ОДИН раз:). Почти везде, включая районы, удаленные от деревень километров на сто, была мобильная связь; в горах нужно было только переехать на нужный склон. Иногда приходили СМС «Добро пожаловать в Афганистан».

Две характерные картины: в деревне днем и в деревне ночью.
Две характерные картины: в деревне днем и в деревне ночью.


Небоевые потери

На Тянь-Шане перебирали лопнувшую рессору — переделали из УАЗовской, купленной в Иныльчеке. Кроме этого, 30-летний автобус порадовал нас незакрывающейся дверью, кучей дыр, через которые летела пыль, сломанной фарой, глюками датчика температуры и другими мелочами. Не успели мы порадоваться прохождению Узбекской границы, как лопнул торсион. Хорошо, что на обратном пути! Вставили костыль-отбойник, еще больше снизив проходимость. Уже после Самары сдохла коробка, последние 1000км ехали только на четвертой передаче. Даже налитое из краника на Самарском пивзаводе пиво выпить не успели, пока «летели на одном крыле». Но вернулись своим ходом и даже приобрели опыт торможения сбежавшего осла автомобилем.

Из-за китайского адаптера, подавшего 12В на USB, сдох один мобильник и навигатор. Последнее печально, так как топовых Гарминов с GPS+Глонасс больше не делают, а замена цепи питания в старом стоит больше нового навигатора. Мобильник с рацией тоже ремонту не подлежат — дешевле оказалось купить другой.
Планшет умер наполовину из-за «вытекания» части жидких кристаллов:). Но до конца поездки он дотянул, кое-как показывая карты среди черных пятен. Элемент Пельтье в ходильнике не выдержал работы в условиях жары, пыли и вибрации и превратился в теплопроводный блин за три дня до возвращения домой.

Мы не записали треки — основной трекер умер вместе с навигатором на третий день, резервные треки СACандроида стерли по ошибке узбекские пограничники, а Навител по невыясненной причине так и не начал писать трек, сколько я с ним ни бился.

Цены и деньги

Курсы во время поездки
  • KZ — 5.21 тенге за рубль. Рубли не принимают, но в банках можно поменять. Вдали от больших городов еда и жилье дешевые.
  • KG — 1.05 сом за рубль. Рубли иногда принимают, обмен проблем не вызывает. Еда и жилье дешевые.
  • TJ — 8.23 рубля за 1 сомони. Рубли никому здесь не нужны, обменять можно только в банке. Банк в Хороге напоминал сберкассу в 70-х — маленькое окошко в каменной стене, стихийная очередь, гроссбухи. Зато доллары ценятся, и их охотно принимают в гостиницах, ресторанах и т.д. Цены — примерно как в Москве.
  • UZ — свободное хождение валюты запрещено, но гостиницы могут принимать рубли у иностранцев. Рыночный курс в полтора раза больше банковского (можно легко поменять у населения 90 сум за рубль против 60-ти у менял). Цены на жилье приемлемые, еда дешевая.

Цены на дизельное топливо (приведены к рублям)
  • RU — 30-35 р.
  • KZ — 20 р. Была фиксированая цена на всех заправках.
  • KG — 35-40 р.
  • TJ — 60 р.
  • UZ — 50-60 р. В Узбекистане нередки ситуации, когда топлива нет во всем городе. Как правило, его можно купить у водителей грузовиков или сельхозтехники.

Расходы, тыс. руб.
пропуска (до поездки), документы, штрафы, взятки46
еда, пиво (в том числе купленные заранее)32
топливо30
гостиницы и ночлежки37
билеты в культурные зоны, сувениры6
подготовка машины (до поездки), запчасти18
восстановление машины (после поездки)21
сломанные гаджеты (ремонт/замена после поездки)   29
прочее (включая ошибки подсчета)18

ИТОГО, 237 тыр. (три человека, 24 дня). Не учтены косвенные расходы, связанные с износом машины, который не привел к поломкам во время поездки.

Маршрут

Москва — Челябинск — Костанай — Астана — оз. Балхаш [начало маршрута] — Алматы — пер. Ченашу — Иныльчек — ущ. Джеты-Огуз — ущ. Барскоон — пер. Суек — оз. Иссык-Куль — оз. Сон-Кёль — пер. Молдо-Ушуу — Казарман — Джалалабад — Узген — Ош — пер. Талдык — оз. Каракуль — Мургаб — хр. Ган — Хорог — р. Пяндж — пер. Хабуработ — Душанбе — оз. Искандеркуль — Байсун — пер. Тахтакарача — Самарканд — Бухара — Ургенч — Хива — Кунград — Муйнак — Жаслык [конец маршрута] — Атырау — Самара — Москва

План маршрута и опорные точки можно скачать отсюда: клик.
В файле — как запланированные, так и отмеченные точки (poi). Если я встречал гостиницы там, где не ожидал их увидеть, иногда отмечал их, равно как и юртинги. Кроме точек, проведена примерная нитка маршрута (route).



Исходный план маршрута (легенда)

вторая колонка — расстояние от предыдущей точки по дороге, ±5%.
точки с разбивкой по типам см. на сайте автора.

M7Москва
M7410Нижний Новгород (объезд)
M7380Казань (объезд)
M7260Набережные Челны
M7315Уфа (объезд)
M5/E30410Челябинск (объезд)
E123125Троицк
E12320граница RU-KZ
M36190Костанай
M36355Жаксы (альтернатива: Ауеликоль-Есиль-Жаксы / -10км. см. где лучше дорога)
M36355Астана (встреча)
M36220Караганда
M36135Аксу -Аюлы
M36200поворот на Бектауты
 13+13Rпещера Аулие, г. Бектауты
M3655Балхаш
M36160Приозерск
 35площадка 38
M36455Алматы (объезд)
А351260Кеген
A36230Каркара, граница KZ-KG
A362/36435Ак-Булак
A36495+95Rпер. Ченашу – Иныльчек (завод и поселок-призрак)
A36340Каракол
A36320поворот на Джеты-Огуз
 20+20Rск. Разбитое Сердце – вод. Девичьи Слезы — поворот на Джеты-Огуз
A36370Барскоон
A36430пер. Сарымойнок
 75+70Rпер. Суек – р. Карасай
 55ущ. Керегеташ – пер. Тоссор – поворот на A363 – ущ. Сказка
(или от пер. Сарымойнок обратно в Барскоон, см. состояние дороги)
A36365поворот на Кызыл-Туу
 13+13Rоз. Королёк
A36340поворот на Балыкчи (заправка, A365) (или объезд по A363)
A36550оз. Орто-Токой (+заправка) — Кочкор
A365/..65ск. Кенг Шуу
 55оз. Сон-Кёль (объезд по берегу с севера)
 40пер. Молдо-Ушуу
 35поворот направо до моста (по северному берегу)
 115Казарман (в 15км до Казармана мост. есть объезд через Ак-Тыл полностью с юга)
 95Таран-Базар
 45Джалалабад – арка Джалалабада
M4145Узген (кирпичная башня)
A37055Ош (Кумаржан-Датка 124A – получение пропусков)
 <1Rпарк Мээрим (пешком)
 5Сулейман-гора – мечеть+вид на Ош (<1R пешком)
M4185Гулча
M4195Сары-Таш
M4145Кызыл-Арт, граница KG-TJ
M4155оз. Каракуль (восточный берег)
(если есть поворот на дорожку на запад: 50+30R обратно срез по южному берегу Музкола)
M4155пер. Ак-Байтал (4655 м)
M4175Мургаб (гост. Памир — регистрация в TJ ?)
M4175хр. Ган (10 км после Мургаба) – поворот на мавзолей
M4145оз. Сассык-Куль
M4170скульптура
M41130бот. сад. Хорог – Хорог (регистрация в TJ ?)
M4175Рушан
M4190дол. Ванч
M4185Калаихум (поворот от р. Пяндж на север)
M4135пер. Хабуработ
M4145южный берег Обихонгоу (5км после танка) — Тавильдара
M41100Комсомолабад – Обигарм
M4175Вахдат
M4120Душанбе (парк Рудаки)
M34/..95тоннель (20км до Такфона) – Такфон
 35+35Rоз. Искандеркуль – Сарытаг-Кончон (круг 5км)
 65объезд через горы (Анзоб-Колон +35 км, см. состояние дороги) —
M34/M4180Душанбе (объезд с севера) – поворот на Гиссар
 10+10RГиссарская крепость
M4145Турсун-Заде — Сариосиё, граница TJ-UZ
M4145Денау
M41120Дербент (регистрация в UZ ?)
M3995Дехканабад-Гузар(объезд)
M39170обсерватория Улугбека (Самарканд)
 5мем. Шахи-Зинда (<1R пешком) — (регистрация в UZ ?) – пл. Регистан (<1R пешком)
 102500 лет Самарканду – центр. парк (Самарканд)
M3785Каттакурган
M37195Бухара (центр –> архитектура -> крепостные ворота) – мавз. Самонидов (<5км)
A380110выезд на A380 (10км) — Газли
A380215южный край Кызылкум – вид. на р. Амударья
A380105мост через р. Амударья
A38015Ургенч (главная площадь) (<1R пешком)
 30+30RХива – старый город (<1R пешком)
A38085Мангит
A38070Нукус
 115Кунград
 95Муйнак – кладбище кораблей (2 точки)
 185+185Rразвилка на о. Возрождения (КПП?) – о. Лазарева – о. Возрождения (4 точки) (возможно, обратно срезать на ур. Ульнентумсык, если нет, то через Муйнак)
 235мыс Актумсык – мыс Кеинчияк – в/ч (западный берег Аральского моря)
 190Жаслык (3 точки)
 175Каракалпакстан – граница UZ-KZ
 85Бейнеу
 220Кульсары
 125Доссор
A27105Атырау (объезд)
A28250Алмалы
A28270Уральск
A30060Мичуринское – Погодаево — граница KZ-RU
A300205Самара (пивзавод) – Рождествено (паром)
 135дорога вдоль газопровода (Жигулевские горы) — Валы
E30325Пенза (объезд)
E30285Шацк
M5170Рязань (объезд)
M5200Москва


Напоследок

Наклейка на машину
Наклейка на машину


Использованное оборудовние: список тут. Из-за другой машины, соответствие частичное.

На сайте автора:
    Собирательный фотоотчет об этой поездке
  Фотографические и текстовые отчеты об экспедициях
  О машине для экспедиций

11 комментариев

mugamba1
Просто шикарный отчёт. Очень приятно увидеть что часть вашего трека пересекалась с моим, навевает незабываемые воспоминания о местах и людях которых встречали. Понравилась ваша техника. Настоящая машина для приключений и путешествий в стиле хиппи.
PhylToukach
расходы на поездку немного не «в стиле хиппи» получились:)))
часть пересеклась, которая через Бектау-Ата?
mugamba1
Летом совершил две поездки в киргизию по 8дней. Тоже был на Орто Токай обьехал Сонг кёль, перевал 33 попугая, Нарын, перевал Ат Баши, озеро Кель суу, Тёрский алатао, через перевал Тосор попал на Иссыкуль там нашел шикарные пляжи на Сухом Хребте. В следующую поездку уже с семьёй объехал Иссыкуль со всеми достопримечательностями и через Кегень посетил алматинские заповедники. Где то и по вашему маршруту ехал наверное. youtu.be/X13t-UDCEZc небольшой ролик с первой поездки.
PhylToukach
Хотел спросить на будущее, от перевала Тоссор до перевала Сарымойнок можно проехать через ущелье Керегеташ на четырехколесной технике?
Вроде бы, какие-то пунктиры есть на карте и фотографии на panoramio присутствуют.

+еще где эти 33 попугая?
PhylToukach
Не осталось ли трека? Я туда, наверное, не в последний раз ездил, следующий маршрут будет все-таки для внедорожника.
mugamba1
Трек не сохранял, но по карте могу точно все точки и дороги показать. Жалею что поленился на Таш рабат заехать. 33 попугая это заезд на сонг кёль с юго востока со стороны трассы а365, там интересный водопад есть. По поводу тосора точно не знаю но нормальных дорог там не видел да и тосор в ужасном состоянии. Дорога камнями завалена в некоторых местах сильно и размыта.
PhylToukach
Да я не про нормальную дорогу спрашиваю. Я хотя бы про какую-то. Если поеду, то на крепкой лекой машине (этой: proexpedition.ru/offroad/postroyka-legkogo-vnedorozhnika-otchet-za-10-let). Если хотя бы 2км/час в среднем можно двигаться с применением лебедки и траков, то мы там проедем:)

Да, на точки интересно посмотреть!
ProhorNiva
Подождите, подождите, что-то не обнаружил вашу Daihatsu в этом путешествии!
PhylToukach
внимательно читаем второй абзац отчета:)
Artem_Doner
Мощный пост! И очень полезный. Спасибо!
atamanLeha
по-моему это самый полезный и информативный пост про памирский тракт!

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: