• Карточка путешествия
  • Место на карте
Двухнедельная поездка по Скандинавии включала юг Финляндии и Швеции, западное побережье Норвегии и Кольскую сверхгубокую скважину. Маршрут около 4000 км, в основном по дорогам. Доездинг из Москвы до границы и обратно еще 4100 км.

Впечатления

Номера дней соответствуют числам августа. Карта-схема с ниткой маршрута и местами ночевок приведена в конце страницы

день -1
Как стемнело, остановились в первом же мотеле. Им оказалась стоянка «Автопарк» c номером «люкс», wifi, завтраком и т.д. «Люкс» — это, конечно, по меркам российского мотеля, ничего особенного не ждите. Но это проще и быстрее, чем в палатке.

день 0
Так как времени до парома через Ботнический залив еще достаточно, мы посчитали, что дешевле переночевать на российской стороне. В районе Выборга все оказалось частным, занятым или неприлично дорогим. В результате заселились на ночь в дом отдыха «Тапиола» — большой номер, ресторан, беседки, возможность самостоятельно приготовить еду, прокат лодок. Цена вполне европейская — 6 т.р. за ночь.
Маршрут
Маршрут на карте


день1
Границу прошли часа за два. Европейцы боятся российских микробов и в этом году запретили ввоз любых мясных и молочных продуктов, даже в заводской упаковке. Демонстративно достал и выбросил пять банок тушенки. Остальное смотреть не стали. Таким образом, применив простейший метод социальной инженерии, удалось протащить удалось колбасу, сыр, еще две банки, паштет и прочие продукты.

В первом же городе Хамина нас встретил мемориальный танк со свастикой.

В Ловийсе нашли отличный кемпинг с выходом к воде. Поставив палатку на большой лужайке, можно ходить вокруг, не опасаясь, что туристы утащат еду, стол, саму палатку… Эта поездка становится «цивилизованной» — возможность встать самостоятельно и смотреть на дикую природу, а не на палатки и кемперы других организованных туристов, не оправдывается сложностью поиска подходящего ровного, но не занятого места в плотно заселенной прибрежной Скандинавии.

Опасаясь длительных терок на границе из-за изменений конструкции машины, мы выехали заранее. На кенгурятник, лебедки, огромный ящик на крыше и прочие железки никто не обратил внимания, и теперь у нас два лишних дня до парома.

день 2
Парковку в Хельсинки можно оплатить только кредиткой. Из едален за пару часов нашли только дорогущие рестораны в центре. Зато сортиры бесплатные. Типичный финский фенотип — девушки наподобие tx1000 из третьего Терминатора, парни — бородатые, сухопарые, светловолосые. Первый выбранный кемпинг (Соллиден) оказался занят «под завязку», поехали дальше на архипелаг Турку, нашли кабинку неподалеку от Наго. Единственное место для палатки располагалось прямо посреди агломерата других палаток, и стоило треть цены кабинки.
о. Сторландет, арх. Турку
о. Сторландет, арх. Турку


день 3
Абоский замок, музей и прочие культурные объекты составили наше времяпровождение в Турку с целью убить шесть часов до парома. В городских ресторанах, в основном, бургеры и пицца. Несмотря на приличный морской музей, город показался невероятно скучным.

По моему мнению, на понтопароме компании Viking line выбирать для еды надо Frank's casual dinner, где вы получите вкуснейший аутентичный ужин. Там самообслуживание (вот и хорошо, а то местные цены по нашим меркам и без того грабительские), еда готовится при вас. Разница часовых поясов позволяет поспать на час дольше, но раннее время прибытия все равно исключает вечернее употребление алкоголя в привычном русским путешественникам количестве. Каюты есть на любой кошелек — от 8-местного кубрика без окон до президентского «люкса», при этом дневные рейсы стоят втрое дешевле ночных.
вид с парома Кибоган-Йектвик
вид с парома Кибоган-Йектвик


день 4
Лагерь Гринсби забит людьми, но воспользовавшись их воротами и арендовав условное место для палатки, можно проехать за территорию и остановиться в лесу, где никого нет. В самом лагере общественный душ — платный (как и почти везде в Скандинавии), вайфай плохой. На заправках в этой части мира при оплате кредиткой предварительно снимается депозит около 1200 крон, а оплата происходит отдельно после заправки. По вопросу возврата депозита советуют обращаться в банк. Мне вернулся через неделю.
лаг. Фурнесфьорден, Брумунддал
лаг. Фурнесфьорден, Брумунддал


день 5
Осло порадовал вкусной едой на террасе кафедрального собора и штрафом за неправильную парковку. Сколько я ни пытался делать все по правилам, знака все равно не заметил среди сотен других знаков. А заметил бы знак — не заметил бы еще какой-нибудь спецтаблички, регламентирующей время, день или место парковки. Кабинки в районе столицы доступны, но за душ, интернет и т.д. надо платить отдельно.
деревня у оз. Олдеватнет
деревня у оз. Олдеватнет


день 6
В более отдаленных районах все включено (белье, душ, солнце, ветер...), паспорт уже не спрашивают, да и сами кабинки лучше — с террасой, санузлом, кухней. Даром что самые большие в Европе, ледники после Аляски не особо впечатлили, так как места, куда есть тропы — это не сами ледники, а только виды на них, а до ледника надо карабкаться по запрещенной для входа территории несколько часов сквозь водопады и мокрые скалы. Из-за ошибки планирования наш маршрут увеличился на 1000км, так что мы смирились с нехваткой «дикого туризма», стараемся особо не тормозить и на ледники не ходим. Долина Лованден прекрасна, но ледник в ее конце не интересен — это просто пятачок камней, озерцо, полкилометра скалы и немного льда наверху, там куда просто так не добраться.
слева: Стокгольм, центр; справа: оз. Ловатнет, долина Лованден
слева: Стокгольм, центр; справа: оз. Ловатнет, долина Лованден


день 7
Кемпингов в нетуристическом районе почти не наблюдалось — один на 50 км. Уже ближе к типичному времени закрытия всех сервисов (21:00) нашли коттедж. Коттеджи здесь дешевле, чем номера в гостиницах, так как там обслуживаешь себя сам. Диких съездов практически нет, точнее они либо закрыты, либо ведут к чьему-то дому. В Норвегии разрешено ставить палатки где угодно, включая частные земли, и теперь я начинаю понимать почему. Физически в этом районе палатку можно поставить разве что рядом с шоссе. Да и либеральные правила для бэкпэкеров вряд ли распространяются на внедорожник. В 20км к югу от Гейрангера — фантастически красивый перевал, на мой взгляд намного «круче» разрекламированной «лестницы троллей». Тундра в южной Норвегии начинается на высоте чуть меньше километра.
перевал на дороге Стрюн-Гейрангер
перевал на дороге Стрюн-Гейрангер


день 8
Поменять купюры 500 евро вне столицы можно только по грабительскому курсу. Вообще, налицо стремление полностью исключить наличные деньги из экономики страны. Тем не менее, штраф за парковку можно оплатить только кэшем либо с дебитки местного банка. Дорога от Тронхейма до Мо-и-Рана идет через обычный лес средней полосы. Съездов мало, обочины слишком узкие для остановки. Иногда попадаются красивые реки, доступные со съездов на зоны отдыха.
Атлантическая дорога
Атлантическая дорога


день 9
Окончательно убедились, что нет смысла тратить время на палатку, спальники, мытье из бака, сворачивание самонадуваек утром, если раз в 50 км можно снять отличный коттедж с высокой степенью уединенности. Процесс съема выглядит примерно так: — У вас есть кабинки? — Да, большие, с душем, сауной, верандой, шестью кроватями и прочими удобствами, по 900 крон. — А маленькие есть? — Нет. — [Сомнение на лице.] — Но сейчас не сезон, для вас будет 700. — [Еще 10 секунд молчания.] — Я вижу у вас нет собаки, так что можно за 500. — А постельное белье прилагается? — Нет, но его можно снять. — За сколько? — обычно 150… ОК, ладно, для вас бесплатно. В общем, миф о дорогом норвежском жилье не оправдался. Располагая получасом времени и автомобилем, можно найти прекрасный домик в живописном лесу у берега фьорда за 500-1000 крон в сутки. При этом там можно готовить свою еду, и за стеной никто не храпит и не бьет собутыльников. Так как стена отделяет от поляны, а не от соседнего номера.
кабинка в лаг. Эллингсгарден
кабинка в лаг. Эллингсгарден


день 10
За полярным кругом коттеджей меньше, но есть просто кабинки — без воды, маленькие, дорогие. Сегодня искали место для ночевки полтора часа. Здесь прозрачнее вода, реже лес и замшелее камни. Но все дорожки все равно освоены и застроены, а туда, где нет домиков, нет и дорожек. Даже направлений для джипа, только лес и камни.
дорога Мо и Рана — Кибоган
дорога Мо и Рана — Кибоган


день 11
На стоянках попадаются псевдосаамы (или псевдоквены?), продающие шкуры и рога. В 100 км до крайней северной точки нашелся даже аутентичный ресторанчик. В целом, арктика освоена. На Нордкапе, где мы ожидали увидеть голые скалы, непроглядный туман и ураганный ветер, присутствовали только две последние составляющие, а вместо голых скал стоит огромный музей, парковка и ресторан. Въезд неприлично дорогой, но все платят, раз уж приехали. По пути туда последние сто километров попадается вполне себе нехоженая тундра, включая сопки, верховые болота и стада северных оленей.
где-то в районе Альта, Финнмарк
где-то в районе Альта, Финнмарк


день 12
В тундре двух северных областей Норвегии (Тромс и Финнмарк) намного больше возможностей съехать с дороги и поставить палатку. Правда вокруг будет лишь продуваемое ветрами мокрое поле ягеля.

день 13
Границу прошли за 10 минут, очереди не было. Кольская сверхглубокая скважина в силу меньшей доступности (из-за приграничной зоны) почти не загажена, на этажах много записей и обломков старого электронного оборудования. Подъезд только с западной стороны, последние 5 км — умеренное бездорожье.
Кольская сверхглубокая, комплекс зданий
Кольская сверхглубокая, комплекс зданий


После Кандалакши на протяжении 400 км всего пара заправок и столько же гостиниц, причем все они заняты. К трем утра нашли какой-то бомжатник в Кеми с общим туалетом с соседями и картонными дверями. И то это был единственный номер! Несмотря на заполненность, тотальный совок и разруху, там было на удивление тихо. На следующий день выяснилось, что через 60 км на юг в поселке Пушной есть прекрасная новая гостиница с рестораном.

день 14
Гостиница «Ривьера» в Щекино (на Онежском озере недалеко от Вытегры) и доездинг до Москвы. Задача выполнена, хотя и не совсем так, как планировалось. Из необходимых ремонтов я только поменял бензонасос у дороги на второй день (час работы). Внедорожные возможности не понадобились, можно было ехать на любом прокатном кроссовере, прилетев в Осло на самолете.

Маршрут

Москва — Выборг — Хельсинки — о. Сторландет — Турку/Стокгольм (большой паром) — Осло — ледник Бриксдал — дол. Ловатнет — фьорд Гейрангер — Атлантическая дорога — Тронхейм — Мо и Рана — Йектвик — Фойске — Нарвик — фьорд Аста — фьорд Линген — фьорд Ланг — Алта — м. Нордкап — Лакселв — р. Тана — район Киркенес — скважина «Кольская СГ» — Кемь — Онежское оз. — Москва

Дорожную карту (легенду) с расстояними между точками и координатами ночевок можно посмотреть в конце страницы c текстовым отчетом: клик

Расходы

Расходы составили 273 тыс. руб (два человека, 16 дней).
Детализацию можно посмотреть в конце страницы в текстовом отчете: клик

На сайте автора:
    Собирательный фотоотчет об этой поездке
  Фотографические и текстовые отчеты об экспедициях

1 комментарий

tokenspot
офигенный маршрут!

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: