• Место на карте
Это одна история из цикла статей-отчетов о Великом Северном Походе. Поход охватил Русский и Норвежский север. В ходе путешествия мы посетили культовые российские места и затронули популярные европейские маршруты. Главной целью похода было желание показать туристический потенциал нашей Родины, его важность и значимость, а самое главное красоту отечественной природы. Мы проехали 3000км. по северу России и 5000км по Норвегии и знаете что я вам скажу? Нихрена наша северная природа не уступает никакой европейской, а местами даже превосходит ее за счет своей нетронутости и труднодоступности. Разница только в одном – в Европе наслаждаться природой может любой желающий, а у нас такую возможность имеет очень ограниченный круг людей, который может найти способ и отвагу забраться в дебри дикие.


Что нам было известно про Ловозерские Тундры на Кольском полуострове? А то, что есть какой-то трек от Скитальца и возможно, нам понадобится лебедка. К несчастью, ни первого, ни второго у нас не было.
Было примерное представление о точках входа и схода с маршрута и об общем направлении движения на основе немногочисленных отчетов. Ну и, конечно, осознание того, что там очень красиво. А раз красиво, значит надо эту красоту увидеть своими глазами.

Найти въезд в сторону гор не составило никакого труда, начинаем движение со стороны поселка Ревда. Выезжаем за пределы поселка и сворачиваем в первую же срезку. Сразу же начинается подъем среди невысоких деревьев, вдалеке видно, что лесной массив заканчивается, поэтому тут же решаем прихватить с собой дровишек, мало ли что — компактно пакуем их на крышу.

Забегая вперед, скажу, что дрова нам пригодились, но только спустя два дня. Подъем становится выше и уже через несколько километров мы выходим из леса на открытое пространство.

Дорога хорошо накатана, двигаться по ней можно, но после лесной грунтовки скорость существенно падает.
Появляются скопления камней, по которым
приходится осторожничать.

На встречу проносятся два внедорожника с московскими номерами и довольными лицами. Погода замечательная, настроение тоже, идеальное сочетание для великолепного путешествия. Виды начинают захватывать дух.
На подъезде к вершине еще лежит снег. Начинаем дурачиться и играть в снежки.

Через некоторое время поднимаемся на вершину и останавливаемся у подножия горы Аллуайв, натыкаемся на остатки бытовки геологов.

Надо сказать, что в свое время здесь проводилась очень мощная геологоразведка, благодаря которой мы получили возможность добраться до этих уникальных мест.

Вся гора изрезанна скважинами, валяются старые буры и обрывки стальных тросов. Все говорит о том, что когда-то тут велась активная научная деятельность.
Ловозерские Тундры содержат большие скопления минерала лопарит, который является рудой тантала, ниобия и целого ряда других редких металлов (церий, неодим, европий, лантан и пр.). В Ловозерских тундрах в настоящее время добывается 100% российского тантала и основная часть ниобия. Пишут, что руды, как правило, радиоактивны. Не знаю на сколько это правда, но таких камней по структуре я раньше не встречал. Камни состоят из маленьких, словно спрессованных частиц, имеют насыщенный серо-черный цвет и обладают невероятно тяжелым весом – это нефелиновые сиениты.

После горы Аллуайв дорога становится менее явной. Пару раз ошиблись и заехали в тупик, к заглушенной скважине геологов. Камней становится больше, но мы их не замечаем, до нашей цели – перевал Геологов каких-то 400-500 метров, преодолеваем их на раз-два.

Солнце прячется за тучами и место начинает напоминать сцену с Мордором из Властелина Колец:

Внизу находятся цирки Раслака – два геологических образования, представляющих собой круглые чаши ледникового происхождения диаметром несколько километров со стенами высотой до 250 метров:
Перевал Геологов – самое узкое место на ровном плато метров 50, слева и справа от которого идут два обрыва. Фото сделано на краю одного обрыва.

Внизу цирка снег образует причудливое ледяное озеро

В ущельях на вершине тоже лежит снег. Между прочим, на дворе конец месяца июля.

На улице белый день, но время на часах подходит к полночи. Пора искать место для ночевки. Напротив видна еще одна гора и отчетливо просматривается дорога на нее.
Забираемся и находим укромное место от ветра для ночного лагеря.

Половину оставшейся ночи мы наблюдаем полярный день с высоты, солнце едва коснулось горизонта в 2 часа, как тут же от него отскочило. Где-то вдалеке льют непрерывные дожди, нам хорошо их видно:

Все залито розовыми красками, фантастическое зрелище, из-за полярного дня полностью теряется представление о времени суток:

И только начавшийся дождик заставляет нас разойтись по своим "домам" для сна.

Утро приносит солнце и отличную погоду, появляется желание не разворачиваться и ехать обратно, а продлить наше время в этом месте. Решаем ехать дальше. Дорога вдалеке видна, на карте обозначены тропы и где-то там, с другой стороны должен быть спуск с горы.


Ленивые сборы, поздний завтрак, выходим на дорогу и с первых метров офигеваем от нее.

Дорога, это только название. Представляете себе бескрайнее поле из камней, по которым кто-то когда-то давно ездил, но только на тяжелой технике?

Первые метры даются тяжело, но впереди где-то там отчетливо видна хорошая дорога без камней (как оказалось — это иллюзия и вся дорога представляет собой гигантское поле острейших камней).

Местами ехать можно, но в большинстве случаев камни очень большие для нашего клиренса. То и дело скрежем по ним брюхом, рычагами, задеваем чулком моста.

Мои штурманы прыгают вокруг машины и задают направление. Упорно подкладывают камни под колеса, чтобы проехать по ним, подняв низкие части днища над крупными булыжниками.



Проехав так несколько часов, понимаем, что ехать обратно, не вариант, а впереди возможно, будет легче, там неизвестность.


Однако, природа все время дарит завораживающие виды:



Острые и шершавые камни работают лучше любого наждака, режут и стачивают резину просто на раз-два:

Неожиданно, дорога упирается в снежный пласт. Вспоминаю навыки езды по снегу, сначала колеса зарывались, потом приспособился топтать снег:
Судя по отсутствию колеи на снегу, в этом году мы первые проходим маршрут на машине.

Скорость передвижения падает до 2 км/ч, а за день мы едва проходим 10км. К вечеру добираемся до горы Агнвундасчор (самая высокая гора Ловозерских Тундр), еще чуть позже к горе Сонгисчорр, в районе которой и разбиваем свой лагерь. Дальше дорога спускается круто вниз, не просто круто, а очень круто, состоит вся из рассыпчатых камней. Т.е. это точка невозврата, спустившись вниз, наверх мы не поднимем нашу тяжелую машину. На карте грунтовая дорога переходит в тропу, а дальше и вовсе пропадает, решаем пойти разведать пешком пока готовится ужин.

Спустившись к ручью Тавайок, обнаруживаем хоть и заросшую, но все же дорогу, протиснуться между зарослями молодых березок можно, да и до нас уже по ней ездили. Но вот на пути есть пара засадных болотистых мест с топкой жижей, проехать по которым самостоятельно не представляется никакой возможности. Вариантов для объезда тоже нет. Озадаченные таким исходом возвращаемся на гору. Разворачиваться и трястись два дня с камня на камень совсем не хочется, да и неизвестно чем это может обернуться для резины (запаска всего одна, а места дикие, за 3 дня мы никого не встретили).

Ужин, остатки последнего виски, глубокий сон. И снится мне во сне, как мужики (предположительно из Кэмел Трофи) строят мост через реку, все в грязи, усталые, но работают точно и слаженно. Говорят же, что утро вечера мудренее, точно, утром вспоминаю решение – будем строить мост! Нет лебедки, работай руками! Первую жижу пройдем ходиком по краю, а через вторую построим мост.

Пораньше с утра спускаемся с горы, протискиваемся между берез и через пару часов достигаем водных преград, по пути цепляем за машину бревна для строительства моста.

В ход идут сэндтраки, бревна, ветки, рубим кусты, конечно, получилось не так круто как в Кэмел-Трофи, но проехать теперь можно.
Начинаю выруливать, чтобы объехать первую маленькую лужу. Не успев разогнаться, сажусь по диагонали в колее, прилип пузом… приехали...


Все идет в штатном режиме, такую операцию совершал уже неоднократно. Берем сэндтраки, лопату, хайджек, но грунт болотистый, чем выше стараемся поднять, тем глубже хайджек уходит под землю вместе с подставкой. Кое-как поддомкратили переднее колесо, подложили сэндтрэк. Со вторым задним колесом возились дольше, но схема такая же, поднимаем машину кладем сэндтрак, спасло здоровенное бревно, которое подложили под хайджек и то, даже оно под нагрузкой на половину ушло под землю, начинаем опускать машину на сэнтраки.

В этот момент я совершаю страшную ошибку в технике безопасности при работе с хайджэком. Когда опускали машину, не рассчитал силу, с которой движется рукоятка в обратную сторону. Рукоятка вырвалась из рук, рассекла острым краем нижнюю часть подбородка и оглушила меня со стороны челюсти.
Момент и я лежу в кустах от удара, понимая, что что-то пошло не так.
Но ничего, обошлось самым малым, выплюнув выбитый зуб в те же кусты и умывшись водицей из ручья Тавайок мы продолжили работу под пронзительный визг комаров.

Удивительно, но свою дань в виде моего зуба гора себе забрала, после этого все пошло как по маслу. Из первой ямы мы выбрались сразу же, как опустили машину с хайджека, а по мосту проехали без cучка без задоринки. Вобщем сложный участок с откапыванием машины, прошли часов за 5 в общей сложности.

Впереди еще нас ждал кусок заросшего лесного массива, но уже без болот, километров 10 и потом незабываемые 20км, старой железной дороги, где пришлось трястись прямо по шпалам. Но как же мы были рады тому, что выбрались, в тот момент это казалось спасительной дорогой.

Уже под вечер следы джиперов завели нас на заброшенный рудник, но лазить по нему уже не было ни сил, ни желания, мы мчали в Мурманск, куда прибыли только к 2м часам ночи.
Эти три дня в Ловозерских Тундрах я определенно запомню на всю жизнь!


Стоит ли сюда ехать? Определенно да, только вот дальше перевала Геологов туристам без подготовки я бы не рекомендовал забираться. До перевала можно добраться даже на кроссовере. Для нас все кончилось хорошо, а могло бы быть иначе.

5 комментариев

victorsmolin
Блин, отчаянные без лебедки и одной машиной соваться в такие места
ProhorNiva
Далеко забрались! Мы дальше перевала Геологов не совались
demoscratos
Повезло вам с погодой и ехали не спеша. Мы там оказались в ливень, поэтому не о каких ночевках и речи быть не могло. В 9 встали на маршрут и где то к 12 ночи спустились к Умбозеру.
StasySafari
с удовольствием прочитала!
PhylToukach
Молодцы! Но от вас-то треки остались для последователей?

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: