• Место на карте
Связываемся с ребятами в Апатитах, выясняется, что у них выходные сдвинулись на день и мы остаемся в Мурманске еще на денек. Ходим по городу, снова едем к Ленину, на этот раз идем внутрь с экскурсией. Мне понравилось, есть что посмотреть.

В 2 часа ночи выезжаем из Мурманска и едем в Ревду! Там встречаемся с друзьями, они не только захотели прокатиться с нами по перевалу Геологов, но и предложили расширить наш маршрут Хибинской соткой. Но об этом позже. Встретились, познакомились. Да, именно, познакомились, до этого мы не виделись никогда.

Собираемся

Выдвинулись на перевал Геологов, туман, в 30-ти метрах ничего не видно и чем выше, тем гуще. Ребята едут первыми. На какой-то момент просто потеряли дорогу, пришлось разворачиваться. Встречаем пеших туристов. Лагерь на камнях это жестко. Впечатления от поездки до перевала были яркими, я не первый раз в горах, но на автомобиле не доводилось. Добрались до точки. То, что это перевал Геологов мы понимаем только по надписи в навигаторе. Вокруг ничего не видно, плотный туман, движение, которого даже видно, в добавок пошел дождь…
Даже в тумане размеры авто не сопоставимы


Натягиваем тент между машинами, фотографируемся и пора ехать! Прошли через перевал и спустились вниз с другой стороны к Умбе, и там по дороге Тысячи ручьев до Кировска!
Делаем остановку, накрываем на стол. За разговором проходит минут 40 и вдруг, как по взмаху волшебной палочки туман уходит и открывается Западный цирк Раслака


Счастье было не долгим, палка снова взмахнула и все закрылось туманом. Зато с другой стороны открывается шикарный вид на озеро Умба.




Начинается жесткий триал… Скажу, что я представлял себе чуть иначе… Там нет дороги, местами там нет даже направления. На Ниве с штатным размером колес там очень тяжело. За бортом +7, ледяной ветер, дождь, туман…


Мы идем первыми, поскольку наша навигация позволяет идти по «дороге», местами меня проводит Дима, водитель УАЗа, у него ОГРОМНЫЙ опыт, в том числе на Ниве, без него нам бы пришлось туго. На камнях пробивам колесо. Меняем и едем дальше, уже 17 часов как я за рулем. Усталость дает о себе знать, ждешь, что вот за этим горизонтом что-то изменится и начнется хоть чуть получше, а нет, мы по-прежнему рубимся. Бывает, что ехать просто некуда. «Дорога» завела в тупик, для геодезических Уралов это не тупик, а вот для нас тупик. Ходишь ищешь… Лишь бы вперед, как угодно, но только не назад!

Там вдалеке Сейдозеро

Иногда облака расходятся, открываются потрясающие виды, но снова затягивает и капает дождь. Медленно, но верно, километры все же набегают и мы приближаемся к спуску. Все, кажется, там будет лучше, потому что хуже быть не может. Когда смотрю на эту фотографию, сразу вспоминаю свои ощущения. Мы ехали по горе в тумане, облаках, вокруг ничего не видно, просто белая пелена, а тут — тут действительно видно, что ты вверху, а спускаться тебе вон туда.


Проехав пиковую точку, посмотрев на снег, мы медленно, но верно приближаемся к спуску. Облака расходятся, становится видно куда стремиться. Дорога ощутимо поменяла угол движения, теперь мы двигаемся вниз.

Местами даже появляется дорога

Через метров 100 снова встаем. Дорога, которая только что казалось бы наметилась и приобрела отчетливый контур снова пропала. Штурманы уходят на поиски, мы ждем.

Нашли дорогу, вероятно, когда-то давно пробитую грейдером до этого места, до нее не далеко, срезаем напрямик, метров 500 едем по серпантину с уклоном, пробитая дорога заканчивается и начинается действительно спуск. Тормозами машину держать бесполезно, ее тащит по гравию, 1-я пониженная слишком быстрая, ребята на УАЗе отстают, их скорость при понижении стремится к нулю.

Но мы едем и довольно быстро по меркам последних 10 часов. Пустынный каменный пейзаж сменяется растительностью. После спуска меняемся с УАЗом местами, теперь он пойдет первым. Мысли о том, что мы прошли перевал Геологов насквозь, спустились с него, вдохновляет и добавляет сил, как всегда кажется, что сейчас будет полегче, да и скоро встанем лагерем. Стоит только об этом подумать и вот мы уже стоим в болоте.

Ребятам стало поинтереснее

Разнообразие всегда приятно, экипаж разматывает лебедку, вытаскивает себя, я вытаскиваю камеру, снимаю их. Нас тут просто протаскивают, да и сел я еще чуть раньше, колеса были не стравлены и я просто утоп на подъезде. На перевале мы потеряли одно колесо, было принято решение повысить давление в колесах до 2атм. За этой ямкой еще одна, потом еще, почва мокрая, под ногами болото.

MT резина во всей красе

Комарики не дают расслабляться, дальше еще участок ребята идут напрямик, размер колес позволяет, мы выписываем сложную геометрическую фигуру, протяженностью метров в 100 на болотистом участке с кустами. Начинает темнеть, мы двигаемся к железной дороге, от дороги там осталась только насыпь и шпалы, но нам нужно найти место для ночлега. Я думал, что после спуска с перевала мы просто встанем на насыпь и «понесемся» с песней.
Оказалось…


Вдоль ЖД насыпи идет дорога, камни, корни, речки. Так и называется — Дорога Тысячи ручьев. Местами с нее есть заезд на насыпь, по шпалам можно объехать засадные места. Лучше подумать и ехать по засаде, чем по шпалам. На 35" наверно лучше, но нам было совсем не хорошо. Доезжаем до места, где хотели встать на ночь, занято! Едем дальше, усталость дает о себе знать, останавливаемся у первой (замечу, что это редкость) полянки в 10 метрах от ЖД, ставим палатки и сразу спать.

На утро по традиции снова дождь с комарами, вчера было пофигу, утром увидел, что в палатке колония комаров достигла своего лимита и молча спит на стенках, они в каком-то коматозе находились, не шевелились, можно было их брать горстью и выкидывать из палатки. Позавтракали, собрались, подтянули реактивные тяги и снова в путь. Все как и вчера, камни, корни, и так до Пунчи, это бывший поселок, хотя там и сейчас кто-то живет. После него дорога становится лучше и выходит к реке. Автомобильного моста нет.


Не исключаю, кто-то наверно по нему ездил, возможно, и в этом году, но мы решили, что не стоит и каждый пошел своей дорогой.


Течение сильное, река глубокая, мы поднялись на насыпь и проехали по жд мосту.

Дальше дорога, просто дорога грунтовая, лужи есть глубокие, есть гадь. Выбрались на асфальт, уложили шмурдняк, надули колеса, попили чай и полетели в Кировск.
На следующий день решали обыденные проблемы. Два раза исколесили весь город в поисках шиномонтажа. Они есть, но ни один из 4 не работает) Договорились на вечер. Запланирован также выезд на новый маршрут в Хибины.
Выезжаем уже поздно, ребята задержались на работе. Дорога до базы спасателей Куэльпор очень живописна, идет вдоль гор, местами пересекаешь мелкую речушку. План был доехать до базы и там заночевать в домике, но места оказались заняты и мы поехали дальше до озера, не помню как называется. Встали лагерем, наверно, первый раз за последние дни никуда не торопились, долго общались, встретили рассвет. Это потрясающе красиво! Все вокруг красное, никогда такого не видел!

Утром погода обрадовала, друзья сразу сказали, не смотрите на прогноз, в Хибинах все равно будет по-другому. Было солнечно, настроение играло, впереди все новое! На этот раз броды. Первый на нашем пути, сразу от места стоянки — это, как я писал, озеро, его нужно проходить по островкам, двигаясь к ним по отмелям, нужно знать где ехать, чуть влево — чуть вправо. Изначально через брод, а он там не один на маршруте, нас было решено перетаскивать. Вещи закинули повыше, часть положили в Ужастик. Для съемки процесса штурмана перевезли на соседний островок, откуда он и наблюдал картину, от которой ему плохело. Я решил ехать один. Если не сейчас, то когда еще? Такого в ближайшее время не представится, тут впереди опытный экипаж, брод они знают, пойду за ними, за их волной. Цепляю трос, закидываю его на верх багажника и вперед!

Так от островка к островку, предварительно закидывая оператора на другой берег.

Аккуратно плывем от берега к берегу. Ощущения непередаваемые. Давно хотел поездить по настоящим бродам, не так чтобы лужа глубокая, а именно брод через речку или озеро. Ехать одно удовольствие, дно-то крепкое, песочек, никаких камней.


На берегу встречаем пешего туриста, их вообще тут много, но этот один. Ходит уже вторую неделю. Сидел сушил носки на ветру. Едем по берегу озера, красиво живописно очень.



Уже ночью мы подъехали к озеру и утром прошли его вброд. Погода совсем разгулялась, настроение прекрасное, мы двигаемся дальше! Едем по краю озера Гольцовое, рядом большой лагерь пеших туристов, углубляемся в лес, с километр лесная дорога, снова встречаем пеших туристов, их там много, почти как и медведей, как раз по одному на каждого. На дороге начинают вырастать камни, иногда они растут из грязи, иногда из лужи, но все вполне езжабельно. Незаметно проезжаем пару километров и подъезжаем к следующему броду. На этот раз речка, горная речка, каменное дно, быстрое течение, все как надо. Ужастик пошел на разведку, а заодно перевезти оператора.

Азарт от прохождения в брод озера еще играет, но тут другое… глубина не большая, в самом глубоком месте на маршруте только-только скрывает колеса, но течение и камни. Мнусь, но поеду сам, цепляю трос, закидываю на багажник и вперед через отмель к другому берегу!

Ощущение не передать ни на фото, ни на словах. Машину сносит течением, чувствуешь это отчетливо! Невероятные ощущения, понимаешь зачем сюда ехал)
На другом берегу, останавливаемся, смотрим следы медведя, пьем чай, беседуем, сматываем трос с колеса и едем дальше. Дорога быстро перестает быть.

Начинается курумник. Когда он сухой — это хорошо, когда он в грязи — это плохо, было по всякому.


Особо тут описывать нечего, с учетом умерших амортизаторов на перевале Геологов, тут было не комфортно. Были места, где приходилось блокировать все. Через ручей резкий подъем на грязи, за ним спуск и яма… Ух. Потом снова камни…


Казалось бы, что тут ехать, но стоит сопоставить размер камней с размером колес 28" накинуть сверху грязь, слегка разбавить водой и расставить все так, чтобы для проезда нужно было строить маршрут с линейкой с проходом в три — четыре этапа)

Участок дороги

Были места, где проехать было просто не реально, объезжали кустами, по свежепроложенной дороге. Наконец выезжаем к ЖД полотну. Это знаковая точка на пути, от нее начинается дорога, правда местами она так себе. Тут ужинаем, отдыхаем.
Дальше на маршруте фотографий нет, в основном ехали. Был еще брод, тоже река, течение хорошее, но было уже темно. Это придало еще больше ощущений от прохождения.

Потом начались лужи, их было много.
Выезжаем из Хибин, уже за полночь через ГОК.
На КПП останавливают, мы предъявляем пропуска, заказанные ранее и спокойно проезжаем. Сказали, что без них мы бы поехали назад, как экипаж до нас…

Ночью приезжаем в Кировск. Спать.
Утром собираем вещи, погода хмурая, накрапывает. Дорога к Белому морю.
В Кандалакше заправляемся и пилим на Умбу, от туда в Кузомень. Асфальт заканчивается и мы тошним по грунту, на дохлых амортах. Мест, подходящих для ночевки не находим и доезжаем уже во тьме до Кузоменских песков. Ночью, скажу я вам, местечко не приятное, ветер дует просто адский.

Отъезжаем в лес и ночуем в машине.

Завтракаем, сцеживаем последние капли бензина из канистры, пару литров, не понятно откуда вообще они там взялись. Уже тогда становится ясно, что жидкости горючей не хватит. Но мы решаем проблемы по мере их поступления, а пока поехали к устью реки Варзуги через пески, разумеется!

Едем тяжело, температура растет просто на глазах!

Снимаем стендап на краю. Ветрище — просто ураган! Сносит с ног, засыпает песком. Вообще, местечко очень антуражное, реально пустыня… С одной стороны ветер с моря, с другой стороны большая река и ты тут посреди песков.

Там еще и деревня есть — пара домов, ну и кладбище… в песках смотрится жутковато.

Все сняли, посмотрели, уезжаем. Обратно едем по другой дороге, тоже песок но более укатанный, даже лужи есть. В одной чуть не утонули.
Снова грунтовка, затем выезжаем на берег и ищем Аметистовую жилу, я же понимаю, что искать нам нужно бензин… Жилу не нашли, но нашли туристов из Москвы, подъехали к ним, они поделились бензином и показали куда идти, чтобы набрать заветных минералов. Нашли!

Аметистовый берег


Теперь двигаемся в сторону Умбы, все равно ведь не доедем, до нее 136 км, из них более 70-ти по грунту и местами очень плохому, а у нас 10л максимум плещется. На этой дороге трафик нулевой. Серьезно, на берегу можно встретить машины, на дороге нет. Мы за три часа один грузовик увидели. В общем, на лесной дороге встречаем еще одних туристов, стреляем у них пару литров и с уверенностью тошним на Умбу. Спасибо им большое!
Потом Кандалакша, заправка. В фарах от той лужи в песках вода, ни фига не видно на дороге, решаем слить. Холодно, руки зябнут, в общем, упала фара, упала на пол. От одной света не много, хорошо, есть дополнительные и вот мы уже на дороге Кола.


Темно уже, ночуем не доезжая Медьвежьегорска км 200. На следующий день нужно приехать в город.
Завтракаем и едем, проезжаем Петрозаводск и уже за ним в слух врезается посторонний шум. В ниве их много, но этот отчетливо выделяется и не является родным. Он был заметен ранее, но сейчас стал отчетлевее. Я подозреваю своих старых друзей подшипников полуосей… Останавливаемся, поднимаем с одного стороны, колесо болтается. Подшипнику конец. В ЗИПе он есть, но поменять его без болгарки не получится. Рядом на трассе стоит мужик с ягодами, я к нему, спрашиваю где тут, что рядом есть? Деревушка какая, может умелец есть? Узнал куда, узнал к кому и даже позвонил, едем. Правда мужичек на рыбалке, но у нас без вариантов. Ждем его, уже в 9 вечера у него во дворе разбираем, снимаем полуось и ставим новый подшипник.


Все, 12 ночи мы готовы! Едем. Через метров 5 слышу, что-то не то. Щелкание какое-то подозрительное. Повторяем процедуру с шатанием другого колеса — еще хуже, чем правое, по характерным звукам и ощущениям этот развалился, а еще одного запасного нет.
Принимаем решение ночевать тут, рядом с гаражем этого хорошего человека. Раскладываемся с комфортом в машине, не обламываемся, выпиваем по пиву, смотрим кино, спим. Утром на ниве хорошего человека едем в магазин за 45 км, покупаем подшипник и заодно фару, ставим и в путь! Снова дорога и вот мы в Питере.
Многое не вошло в отчет, но те эмоции, то состояние души, те трудности и их решения — это останется навсегда!

2 комментария

ProhorNiva
Потрясные снимочки! Нивка – чудо!

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: