• Карточка путешествия
  • Место на карте
Небольшое вступление. Этот текст был написан до того как. В те времена только мазохисты ездили через Керченский паром и информация про него была противоречивой.

Началось все с банального «скоро Тараска, поеду или опять как всегда?». Решил ехать, но сидеть на одном месте неделю никакого здоровья не хватит, да и неинтересно. А что у нас рядом? Восточная Украина? Трубы, поля, шахты и карьеры? Не, только не весной.
А еще? Ну не рядом, так хоть примерно? Море! Даже два моря! Решено — Крым! Хоть на три дня, но Крым!

01.
Звонок Лехе в Брянск, ожидаемый ответ: «Я за любой кипиш…», поиск машины и вот мы уже мчим по М-4 в сторону юга на белой Suzuki SX4. Полет проходил штатно, мы по очереди рулили, навигатор навигировал, Адвокам писал картинки с дороги. До Ростова (1100 км) добрались за 12 часов. Хороший результат, учитывая, что скоростной режим мы практически не нарушали.

02.
Изначально решили ехать через паром на Керчь, так интересней. На подъезде к Кущевской опять кого-то ловили, на посту ДПС осмотрели нашу машину, естественно, ничего не нашли и мы поехали дальше. Трасса M-4 в отличном состоянии, за исключением тотального ремонта на воронежской объездной и нескольких узких мест в четырех или пяти населенках.


03.
За Кущевской Леха вспомнил, что знает короткую дорогу и мы свернули с М-4 на юго-запад. Дорога и правда есть, живописная и в объезд Краснодара. Передали привет станице Брюховецкой, однако Демис и ЯкOFF нас почему-то не встретили. Ну в следующий раз.


04.
И вот, спустя полторы тысячи километров и 18 часов дороги — оно, море! Ну и что, что Азовское. Очень даже офигенный всамделишний водоем.


05.
Надежды оправдались, мы успели на последний паром. Перед нами было пять эстонских мотоциклистов, два автобуса и пять или шесть легковушек. Вставшие за нами еще три легковушки на паром влезли, остальные остались в России до утра.
Сейчас поток через самую южную таможенную точку невелик. Однако летом ехать тут я не советую. Говорят, в очереди стоят больше суток, учитывая смехотворную пропускную способность — в это верится.


06.
На всякий случай расскажу что и как делать. Как только подходит очередь, вашу машину запускают в отстойник, а вам надо бежать с документами за гринкартой (страховка на 15 суток — 480 рублей), посадочным талоном на автомобиль и билетами на паром (882 рубля за машину и по 160 за каждого человека). Проще, когда один сидит в машине и продвигается к воротам, а второй бегает за документами. Как только все куплено и оформлено, перед вами гостеприимно распахиваются ворота к месту досмотра автотранспорта. В принципе, таможенники не зверствуют и если нет откровенно запрещенных предметов, ограничиваются поверхностным осмотром.
Следующий этап — сама переправа на пароме. Паром небольшой, у нас такие через Волгу ходят. На борту выдается бумажка на украинском, которую надо заполнить. Она рвется пополам, одна половинка остается на таможне, а вторую надо все время носить с собой и отдать при выезде из страны. Вроде как на больших таможенных пунктах эта бумажка уже на русском, да и заполняют ее сами таможенники, но до портов Кавказ и Крым инновации пока не добрались.
Дальше выгружаемся на украинский берег, проходим такую же процедуру осмотра авто, проверку документов, отдаем заполненный листочек и получаем от него половинку с печатью. Все, вы в Украине.
У нас этот процесс немного затянулся, т.к. машина не личная, а по доверенности от организации и нужна либо нотариально заверенная доверенность, либо путевка с командировочным листом. Ни того, ни другого у меня не было, и пришлось часа два довольно мило общаться со скучающей ночной таможней. Я был готов к этому разговору и убедил верещагиных, что через пять дней я верну машину обратно в Россию.


07.
Я не планировал, что мы переправимся через границу вечером и рассчитывал спать в очереди на паром. Поэтому когда мы в два ночи оказались в Керчи, встал вопрос: «Куда? Где ночевать?» Да фиг его знает, поехали к крепости. Побегав вокруг нее с фонариками и выпив на радостях оставшуюся бутылку коньяка, там прям под стенами и заснули. Надо сказать, что это была единственная звездная ночь за всю поездку.


08.
Вот и утро. Пожалуй, самое яркое впечатление от поездки (конечно, не считая моря), это маковые поля. Маков там миллионы. А может и больше.


09.
«Не видел Керчи — молчи!» На своем опыте проверил народную мудрость. Сюда стоит ехать, очень интересный и не избалованный туристами портовый город.


10.
Одни местные коты чего стоят!


11.
Очередной город с горой и колесом обозрения. Парадокс.


12.
Да, кошки тут не уступают котам :)


13.
Мы побыли в городе часа два, не выдержали и рванули к морю. Но на маленький рассказ я наберу материала.
В принципе, на восточной стороне Крыма смотреть особо нечего. Тут надо отдыхать на море. Великолепный Казантип на Азовском и песчаные пляжи на Черном.
А мы на Арабатскую косу. По пути смотрим Арабатскую крепость, но она откровенно не впечатляет.


14.
На косу до Соляного идет нормальная грунтовая дорога, местные по ней носятся под сотню.


15.
А по самой косе идет вот такая тропинка. Где-то посередине косы она пропадает и появляется уже с северной стороны. Изначально я хотел проехать по всей косе и выехать уже на материке в Геническе, но отсутствие в этой поездке полного привода внесло коррективы и мы просто остались на косе на ночевку. Кстати, позже мне рассказали, что в прошлом году эта коса проезжалась насквозь двумя мотоциклами.


16.
Море!!! Я не видел тебя лет семь или восемь. А толком вообще никогда не видел.


17.
В детстве нас водили из лагеря в Евпатории на набережную и было великим счастьем, если позволяли помочить ноги. В более взрослом возрасте я с ужасом наблюдал «тюленей» на сочинских пляжах и никаких положительных эмоций море у меня не вызывало.


18.
А тут я остался с морем один на один. За исключением спящего в палатке Лехи и нескольких пасущихся в отдалении коров — никого вокруг.


19.
Какой это оказывается кайф: раздеться, залезть в волны и просто стоять там расставив руки! Смотреть, как вон тот бурунчик превращается в волну, потом метров за двадцать от берега неожиданно пропадает и вдруг появляется прямо перед тобой в виде гребня. Или угадывать силу волны. Вот слабая, следующая сильней, еще сильней, вот самая сильная, следующая на спад, следующая будет совсем слабой… И вдруг тебя сбивает с ног, а очередная волна накрывает тебя с головой.


20.
А ты сидишь в воде голой задницей и смеешься в голос. Море играет с тобой. Правда, точно так же оно шебуршит песком, ракушками и камушками, но ты то человек разумный и понимаешь — море именно играет и именно с тобой. Ну а с кем еще? Никого же вокруг больше нет :)


21.
Вечером был просмотр тематических фильмов в самом лучшем кинотеатре в мире.


22.
Оказывается, я жадный человек. Мне было настолько жалко делиться морем, моим морем, с кем-либо еще и потерять хоть мгновение из общения с ним, что палатку я поставил прямо возле прибоя. Всю ночь сквозь сон слушал волны и ракушечник, а утром очень не хотелось уезжать.


23.
Но нас ждет черноморское побережье!


24.
И опять маки!


25.
До Коктебеля нас сопровождал дождь, однако при подъезде к Солнечной Долине погода кардинально изменилась. Вместе с солнцем появились серпантины.


26.
С погодой нам, конечно, не очень повезло. Даже местные недоумевают, прямо какой-то тропический сезон дождей и холодно.


27.
Обычно в это время уже начинается жара, а тут температура как в Москве, около 25, и постоянно льет сверху.


28.
Где-то на подъезде к Солнечной Долине. Тут одни из лучших крымских виноградников. И вина соответствующие.


29.
А вот строения фантазию не возбуждают и никакого желания посмотреть на себя поближе не вызывают.


30.
Просто горы и холмики.


31.
Где-то воон там на побережье возле финикового сада находится российская военная часть. Я б там послужил…


32.
Дорога из «Кавказской пленницы».


33.
А эти шишки обитают на выложенной брусчаткой дороге к замку «Поэма Горы». Вилла так себе, а дорожка мне понравилась.


34.
Где-то возле Судака. Под виноградники используется любой клочок земли, а на горах сделаны террасы.


35.
Каждый кустик ухожен, подвязан, прорежен и прополот. Колоссальный труд, учитывая объемы.


36.
Кладбище где-то там же. Офигенное место.


37.
Визитная карточка Морского — недострой санатория с минаретом. Бондарчук тут чего-то снимал.


38.
Но нас больше интересует море. Черное море пахнет совсем не так, как Азовское. Оно совершенно другое и встречает нас дельфинами.


39.
Когда дома разбирал фотографии, старшая дочка спросила: «Пап, а они у моря живут? А почему мы там не живем?» Я уже давно подозревал, что мы живем не там где надо…


40.
Динамо бежит? Все бегут!


41.
Неоднократно встречал мнение, что это лучший пляж на южном берегу. Ну не знаю. То, что один из самых доступных — это точно, а вот насчет лучшего…


42.
Абсолютно точно тут отличная обзорная площадка. Правда, надо быть аккуратным, можно вместе в оползнем как на лифте спуститься метров на сорок вниз.


43.
Вот на эти камушки. Процесс размытия идет успешно.


44.
Чобан-Куле. Согласно древнему преданию, именно здесь образовалась группа «Гарин и Гиперболоиды», позже превратившаяся в «Кино».


45.
Много текста про лисову охорону и мешканцев. Если в двух словах: «Смотри в зеркала, на дороге мотоциклисты! На дорогах ежики! Они тоже люди, пропусти!»


46.
Рыбачье сверху. Шоссе и без того узкое в подобных прибрежных поселках стискивается домами и становится еще уже.


47.
И в любой стране, в любом, даже в самом глухом, селе обязательно найдется дебил, паркующийся почти поперек и так не особо широкой дороги. Причем, обязательно на встречке.


48.
Камышовые кошки. Дикие, но симпатишные :)


49.
Заехали в свежеоткрытый музей катастроф на водах. Вообще, это храм в честь покровителя моряков и путешественников Святителя Николая Мирликийского, но в подвале музей.


50.
Довольно интересный, если заранее знать о событиях им рассказываемых. Так, конечно, слишком мало информации и фактов. Задумался о приобретении корабельного телефона…


51.
Храм стоит на высокой скале, а прямо под ним дикий пляж.


52.
« — Сколько километров до Ялты? — спросил Римский.
Варенуха прекратил свою беготню и заорал:
— Думал! Уже думал! До Севастополя по железной дороге около полутора тысяч километров. Да до Ялты накинь еще восемьдесят километров. Но по воздуху, конечно, меньше.
Гм… Да… Ни о каких поездах не может быть и разговора. Но что же тогда? Истребитель? Кто и в какой истребитель пустит Степу без сапог? Зачем?»
Вот и мы подумали: зачем нам Ялта и поехали прямиком на Ай-Петри.


53.
Потрясающая по своей красоте дорожка Ялта-Бахчисарай. Практически вся состоит из серпантина.


54.
Сначала было так. Мелкая взвесь, туманчик.


55.
Потом так. Низ облака, мы щекотали его брюхо.


56.
А потом вот так. С Ай-Петри отличные виды на внутренности облаков, не правда ли? Короче, гору нахрапом нам взять не удалось и мы поехали на спуск с другой стороны.


57.
А там основной достопримечательностью (и по праву) является Большой Крымский Каньон. Вот так вот, с заглавных. Если соберетесь туда, передавайте привет тете Соне. Она торгует всякими побрякушками и очень вкусным медом. Скажете, что от Андрея и получите скидку, я договорился :)


58.
Каньон очень красив. Сюда надо не спеша, на весь день. Мы пробежались галопом, но и то пробыли тут часа три-четыре. Позже будут еще картинки.


59.
«Будем стойки в клеймении шантажистов. Будем непреклонны в разборе малейших сомнений судом сознательных рабочих, судом своей партии, ей мы верим, в ней мы видим ум, честь и совесть нашей эпохи…»
«Политический шантаж» (1917) В. И. Ленин
Про ум, честь и совесть все знают, а вот Память Ленина живет возле Черных Камней.


60.
Вечером мы въехали в Балаклаву и уже ночью, опять в облаке (см. фото №56, только темно и еще более мокро) залезли по серпантину к Южному форту и Бочке Смерти. Видимость была если не нулевая, то метров пять, шли реально по приборам.
А вот и утро. Мастерство не пропьешь, угадали не только с выбором места, но даже с утренней тенью :)
Хотя все равно не жарко было. Утром подъезжал дядька на «Минске» из лисовой охороны, интересовался, не мусорим ли мы и не жжем ли тут костры. Мы не жгли и не мусорили и удовлетворенный нашим образцовым поведением «лисовик» уехал на кордон.


61.
Виды с той точки отличнейшие. Мы немного проспали рассвет, обидно… Хорошее было утро.


62.
Вплыв в Балаклавскую бухту. Вон там, на противоположной горе, располагалась 19 батарея. Во время ВОВ на одной горе были немцы, на другой наши. Можете представить, что тут происходило.


63.
Про Южный и Северный форты тоже подборочка получится, чуть позже. И почему море Черное, когда оно синее? Наверно, потому же, почему океан Тихий…


64.
В Севастополе побывали с дружеским визитом на набережной. Пусто, туристов почти нет. Ляпота…
Хотели остаться на подольше, но подошел какой-то небритый заросший чувак с фотоаппаратом и прогнал нас со словами «это моя территория и я здесь снимаю».


65.
Не, не прогнал, конечно :)
Сергей aquatek-filips встретил нас, напоил кофе, рассказал про жизнь и дал наводку на интересное место возле Чуфут-Кале под Бахчисараем. Туда мы и рванули, нам надо было еще успеть встать на ночевку возле Эски-Кермен.
А, да, если вы вдруг не знаете журнал Сергея, рекомендую немедленно ознакомится — Севастополь и Крым действительно его территория :)


66.
Бахчисарай мне не нравится. Я тут был в начале 90-х и город практически не изменился. Центральная часть безлика, много непонятного народу и пыльно. Старая часть была бы интересна, если бы не зазывалы на каждом углу. Вы едете, а они кидаются под колеса, размахивают руками и кричат, что у них можно вкуснее всего поесть. Уверен, если пройти пешком, они начнут хватать за руки и тянуть в подворотни. Хотя побродить по старой части было бы интересно.


67.
Чуфут-Кале довольно интересное и красивое место, хоть и исхоженное туристическими группами.


68.
Если попадете сюда в сезон, рекомендую приезжать пораньше, прямо к открытию. Потом будете ходить и фотографировать японских туристов.


69.
Кстати, вход платный и как мне показалось неоправданно дорогой. Но альтернативы особой нет. Это был город-крепость и попасть в него зайцем без альпинистского снаряжения вряд ли получится.


70.
А вот и точка Сергея. Это самое большое и самое старое караимское кладбище. Ему полторы тысячи лет и тут около десяти тысяч могил на четырех гектарах.


71.
Тоже обязательно сделаю подборочку, хотя у меня уже очередь из статей про разные кладбища :)


72.
Чтобы попасть в Чуфут-Кале или к кладбищу вы обязательно пройдете через территорию Свято-Успенского монастыря.


73.
Его все еще называют пещерным, но по сути монастырь перегородил забором ущелье и отстроил себе большой храм привычной формы.


74.
Многие туристы приезжают именно сюда и дальше не идут, хотя там-то самое интересное.


75.
Мы же наоборот игнорируем главный туристический объект и на всех парах мчимся в сторону Эски-Кермен. Уже в сумерках набираем воду и встаем в лесочке прямо у подножья.
Вечер. Ужин. Шкварки. Украина.


76.
Ночью приходил ишак, гремел цепью и пытался стащить пакет с мусором. А утром он нас разбудил своим ревом. Вы когда-нибудь слышали рев ишака? Если не слышали, то это примерно как тепловоз. Теперь представьте, что ревет он в ущелье между трех гор и умножьте на эхо :)


77.
Утро красит нежным светом стены древнего Эски-Кермен. Люди жили тут на протяжении нескольких тысяч лет…


78.
Никто даже не знает, как изначально назывался город.


79.
В нем жили, его оставляли, заселялись новые жильцы, опять оставляли город, рубили пещеры, строили дома и церкви…


80.
Сейчас тут никто не живет, разве что ящерки. Предприимчивые жители соседних поселков организовали внизу турбазу и пытаются брать плату за вход и экскурсии.


81.
Уже внизу встретили кота-подлизу. Эта сытая морда стояла в кустах и громким мявом требовала к себе внимания.


82.
А в храме Трех Всадников встретили местного смотрителя. Очень интересный человек, много рассказал про храм и Эски-Кермен. И про себя немного.


83.
Вот и кончился небольшой отпуск в Крыму, нас ждут на Тарасовой Горе. Мы выезжаем на материк и уже в Армянске нас накрывает ливень. До Черкасс поехали через Херсон и Николаев. Дорога там нормальная, есть несколько отрезков, требующих ремонта. Самые плохие участки чуть севернее Николаева, в темноте можно оставить кусок подвески. Впрочем, когда мы ехали, там уже велись ремонтные работы.


84.
Переезд через Днепр в Черкассах. Зачем им море? :)
Да, редкая птица долетит…


85.
В конце восемьсоткилометрового пути мы были вознаграждены отличным закатом.


86.
Ну и отличной компанией на слете.


87.
Впрочем, про Тараску я уже написал.


88.
А в субботу мы рванули в Россию через таможню Бачевск на Киевке. Народу в обе стороны пока что мало, но все равно простояли часа два.


89.
Под Брянском заехали к недавно открытому мемориальному комплексу на месте сожженной деревни Хацунь.


90.
Как-то он не очень удачно скомпонован, у меня так и не получилось сделать нормального по композиции кадра. А от Брянска до Москвы я в очередной раз повышал навыки логистики. До Кубинки доехал без пробок и фур, а вот 30 километров Кубинка-Вяземы ехал два часа. Короче, есть еще куда развиваться…


91.
Ну и подведем итоги. На Suzuki SX4 мы проехали 4100 километров и сожгли 291 литр бензина. Самая большая статья расходов — горючее. В переводе на российские мы потратили 9500 рублей. В Украине бензин дороже почти в два раза, средняя цена за 95-й 11,2 гривны (45 рублей). На дорогах достаточно спокойно, местные правила соблюдают, но не все. Неоднократно видели обгоняющих через сплошную. Очень раздражают идиоты, не включающие ближний или хотя бы габариты вечером и в дождь. Днем ближний не обязателен.
Правила практически такие же, что и в России. Ограничение в населенках 60, но можно ехать до 80-ти. Если поехал больше 80-ти в населенке, будь готов оплатить штраф в размере 255 гривн. Если не оплатишь в течение 15 дней, штраф умножается на два.
С обменом проблем нет, но будьте готовы к тому, что даже в крупном городе вы не поменяете деньги после 17.00, банки закрываются до утра. Курс примерно 1 гривна к 4,1 рублю.


Видео снимал, но не монтировал, так что вот вам просто море, вот и аквабокс на регистратор пригодился. Скоро на мотоцикл попробую прикрутить. Кстати, про регистратор. Advocam меня все больше и больше радует, особенно с набором доп. крепежа. Надо будет собраться и написать про него отдельный пост



Трек поездки живет тут.

Оригинал zizis.livejournal.com

9 комментариев

micromaster
Крым! Прекрасное место!
Zizis
Да, это точно. Жаль, что скорее всего превратится в очередной Сочи или Анапу.
StasySafari
Только вернулись с мужем из Крыма, готовим отчет :)
Zizis
Будет интересно посмотреть :)
BiLLArs
Здорово и интересно написано! Только вот ссылочка на трек, к сожалению, оказалась битой ( Есть ли возможность обновить? ))
Zizis
Нет, трек исчез. Ну там по самому Крыму не очень интересно — вдоль побережья и через бахчисарайскую дорогу на север. Весь цимус был в пароме и выезде через Херсон, Николаев и Черкассы, тогда же все через материк ездили. Это сейчас другого варианта нет.

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: