22 июня команда Артема Куимова поставила мировой рекорд – подъем на Эльбрус на квадроциклах. Команда преодолела высоту 5642 метра.

Артем – чемпион России по трофи-рейдам на ATV 2009 и 2015 годов. На квадрофорумах его знают под именем Самоделкина, он известен как талантливый инженер и обладатель немалого количества патентов. Квадроцикл, на котором был поставлен рекорд, – разумеется, тоже детище Артема Куимова. Назвали машину Зубастиком (достаточно взглянуть на фото, чтобы понять, почему).



Нужно упомянуть о том, что это была вторая попытка ребят поставить совершить восхождение. Первая, состоявшаяся в 2014 году, закончилась довольно обидно – их остановили сотрудники Росприроднадзора, объяснив это тем, что команда нарушила правила посещения национальных парков, несмотря на то, что обо всех необходимых разрешениях они позаботились заранее. Так или иначе, результатом первого подъема тоже стал рекорд квадровосхождения – 5150 метров.

Мы решили узнать у Артема подробности подготовки и восхождения.


– Для начала – как вообще появилось ваше увлечение квадроциклами?

Всё началось в детстве с увлечения мопедами. Потом были мотоциклы, занятия мотокроссом, травма в 2007… Из-за невозможности продолжать мотогонки, в 2008 году я пересел на квадроцикл и буквально на следующий год (в 2009) решил принять участие в Чемпионате России. Вместе с Инной Мартьяновой стал чемпионом России 2009 года.

– А как готовили Зубастика к подъему?

Подготовку начал примерно за полгода до начала восхождения. Во-первых, потому что на дворе был снег, и можно было тренироваться на нем, а во-вторых, потому что понимал, что чем ближе к лету, тем меньше времени останется на подготовку.


К подготовке подошел капитально: полностью перебрал двигатель, проверил все основные узлы и агрегаты. Но главное – разработал и изготовил специальное оборудование, позволяющее страховать квадроцикл от переворота и бокового сноса.



– На какие усовершенствования ушло больше всего времени?

На разработку и изготовление снежных якорей. Они должны были одинаково хорошо держать на раскисшем снегу, на твердом фирне и на обледенелой поверхности. Поэтому было несколько вариантов конструкции и доработки, доработки, доработки…


– Расскажите о своей команде. Кто чем занимался, кто за что отвечал?

Я был руководителем экспедиции и основным пилотом. Инна Мартьянова – второй пилот.
За альпинистскую часть восхождения отвечал Сергей Баранов. Устройство страховок и выбор пути – его задача.
За безопасность на горе отвечали сотрудники Эльбрусского ПСО Азнор Хаджиев и Ислам Глашев. Охраняли нас от лавин и трещин.



Фотокорреспондент – Александр Рязанов. Высотный фотограф-видеооператор – Андрей Чумаков.
Семен Натореев и Владислав Чебышев занимались техническим обеспечением экспедиции.

– Какое оборудование, снаряжение было у вас с собой?

Стандартный набор альпинистского снаряжения, плюс стандартный набор для трофи-рейда на квадроцикле. Ну и всё изготовленное оборудование для страховки квадроцикла от переворота и бокового сноса. Это та куча железа, которая закреплена на заднем багажнике.



– Какие технические сложности возникали в пути?

Основные сложности были с погодой. Нулевая видимость не давала возможности планировать обход скал на «косой полке», а из-за ураганного ветра и снега мы постоянно теряли инструменты и снаряжение. Потом уже стали привязывать и приклеивать скотчем!


– А опасные для жизни ситуации были?

Конечно были, это ведь горы! Самые опасные ситуации были при прохождении «косой полки». Пару раз меня вместе с квадроциклом чуть не снесло в так называемый «трупосборник» с множеством трещин. Хорошо, страховка сработала на отлично! Ну и при крутом подъеме один раз вырвало страховку и полутораметровая железка чуть не прилетела мне голову. Не долетела!..

– А как отнеслись ваши близкие к идее отправиться в такое опасное путешествие?

Родные и близкие уже смирились с моими стремлениями стать везде первым. Много лет участия в чемпионатах России и прочих соревнованиях…

– А поначалу волновались? Как успокаивали их?

Может и волновались, но виду не показывали. А успокаивал обычно по приезду, показывая призы и награды… Детям, особенно мальчикам, очень важно знать, что их папа – самый лучший!
– Что вы чувствовали, стоя на вершине? Что этот рекорд значит для вас лично?

Один из законов альпинизма – «Восхождение празднуется не на вершине, а в базовом лагере!». Поэтому на вершине никто никого не поздравлял. Все понимали, что спуск может преподнести любые сюрпризы и катастрофы…

В 2009 году я в паре с Инной Мартьяновой выиграл ЧР. 2015 году стал чемпионом России в личном зачете. Думаю, рекорд Гиннесса будет достойным завершением моей спортивной карьеры квадроциклиста.

– А если бы вы могли вернуться назад, к началу своей карьеры, вы бы что-то изменили?

Даже если что-то и исправил бы, то наделал бы других ошибок! Нет, не хочу жалеть ни о чем.

– А не возникало в сложные моменты в пути мысли прекратить подъем и просто вернуться домой?

Никогда! Мало того… Я всячески искоренял в команде любые мысли о возможной неудаче и спуске!
И еще я знал, что даже если все уйдут и я останусь один, то я буду идти вверх во что бы то ни стало. «В жизни возможно всё. Просто на невозможное требуется больше времени!».

– Ну и напоследок, что бы вы посоветовали тем, кто мечтает повторить ваш подвиг?

А разве «слабоумие и отвага» – это подвиг? Не надо повторять за мной. Совершайте свои собственные подвиги!

Фото: Андрей Чумаков

2 комментария

StasySafari
Сумасшедшие, в хорошем смысле!) Поздравляю с рекордом!
Звездунец Звезданутый
Забавно, я как раз спускался с Эльбруса, когда они поднимались :)

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: