Зачастую мы не замечаем, в какое невероятное время нам повезло жить. Многие вещи, которыми мы пользуемся каждый день, и которые кажутся совершенно обычными, – настоящие чудеса, если задуматься. Ты прямо сейчас читаешь этот текст с компактного устройства такой мощности, о какой 30 лет назад ученые могли только мечтать.


Но и сегодня технологии способны удивлять и заставлять взглянуть на мир по-новому. Самолет на солнечных батареях – уже реальность? Да! И двое путешественников облетели на нем вокруг света.


Знакомьтесь, это Бертран Пикар и Андре Боршберг из Швейцарии. Они изобретатели, мечтатели и просто отважные ребята. По словам Бертрана, он много лет горел идеей о «чистых» технологиях, которые позволят использовать возобновляемые источники энергии и значительно уменьшить выбросы в атмосферу. Будучи психиатром по профессии, он, видимо, все равно унаследовал от знаменитого деда (Огюст Пикар создал стратостат и батискаф) любовь к приключениям и смелое созидательное мышление. Его партнер Андре, основавший компанию Solar Impulse, – бизнесмен и профессиональный пилот, он 20 лет прослужил в Военно-воздушных силах Швейцарии. Вместе они придумали проект, в котором нашлось место и приключениям, и новым технологиям, и любви к авиации.



Несмотря на все разговоры об устойчивом развитии «чистых» технологий, мы все еще очень далеки от использования даже тех из них, которые нам уже доступны. Но новые решения дают возможность создания рабочих мест, получения прибыли, обеспечения стабильного роста в разных отраслях, и в то же время – защиту окружающей среды от выхлопных газов.
Бертран Пикар


Пикар и Боршберг решили создать действующую модель пилотируемого самолета на солнечных батареях и испытать его в деле. Вместе они спроектировали первую версию Solar Impulse, и она уже была достаточно убедительна, чтобы заинтересовать крупных инвесторов. Вокруг изобретателей начала складываться целая команда людей, которые поверили в их мечту о полетах на солнечной энергии, и помогли претворить ее в жизнь.
Если солнечной энергии достаточно, чтобы самолет мог летать днем и ночью без топлива, ее можно применять и в любых других сферах
Бертран Пикар

Для кругосветного путешествия было создано более совершенное воздушное судно – Solar Impulse 2. Что же из себя представляет самолет на солнечных батареях, который покорил весь мир?



Наверное, самое удивительное в нем то, что при размахе крыла в 72 метра (на 3,5 метра больше, чем у Боинга-474), весит он как средний внедорожник – всего 2,3 тонны. Почти половина этой массы – солнечные батареи. Самолет способен подняться на 8 500 метров, а мощность его электродвигателей в совокупности составляет 70 л. с. Крейсерская скорость – 70 км/ч.



В доработках Solar Impulse к кругосветному путешествию упор сделали на удобство, чтобы длительные изнуряющие перелеты переносились легче. Салон, насколько это было возможно, увеличили, конструкцию и эргономику кресла переработали и добавили возможность раскладывать его для сна. На самолет установили более совершенное навигационное оборудование, обеспечили поддержание постоянного давления в салоне.



Грандиозное путешествие стартовало 9 марта 2015 года в Абу-Даби. Изначально проект был рассчитан на 5 месяцев и состоял из 12 отрезков с посадками в Маскате, Ахмадабаде, Варанаси, Мандалае, Чунцине, Нанкине, на Гавайях, в Финиксе и Нью-Йорке. Самыми сложными участками должны были стать перелеты через Тихий и Атлантический океаны.



Так как самолет рассчитан только на одного человека – пилота, – Андре и Бертран управляли самолетом по очереди. Когда один летел, другой уже ждал его на земле.
Разумеется, условия перелета были спартанскими – по сути, никуда дальше кресла пилот двинуться не мог. Ни встать в полный рост, ни потянуться, и так несколько суток подряд. Там же, в кресле, пилоты и ели, и умывались, и даже ходили в туалет (для этого в кресле было специальное отверстие). Нельзя было взять на борт даже бритву – это лишний вес, без которого можно обойтись.



Дневной рацион состоял из 2,4 кг еды, 2,5 литра воды и литра спортивных напитков. Меню для каждого пилота разработали персонально, с учетом особенностей организма. Впрочем, помимо суперполезных и довольно специфических блюд в него входила и обычная еда вроде салатов и ризотто с грибами.



Спать в воздухе пилот мог не более 20 минут, и только когда пролетал над ненаселенными территориями. В это время машину он ставил на автопилот. Кстати, пара слов об автопилоте. Нетипичные размеры и масса Solar Impulse 2 не позволили использовать все возможности современных технологий автопилотирования. Самолет мог лишь автоматически держаться на нужной высоте, идти ровно и в нужном направлении, но полноценное управление без участия человека было невозможно.



Все шло по плану до перелета через Тихий океан. Из-за неподходящих погодных условий Solar Impulse 2 пришлось совершить внеплановую посадку в Японии. Затем случилась еще одна неудача – во время перелета через океан заметная часть аккумуляторов перегрелась и вышла из строя. Система охлаждения оказалась не готова к таким нагрузкам.



Самолет благополучно приземлился на Гавайях. Поначалу инженеры рассчитали, что на устранение повреждений уйдет около трех недель – в августе 2015 путешествие должно было продолжиться – но в конечном итоге перелет решили прервать до весны. Команда посчитала, что осенью продолжать путешествие не стоит. В это время команда набиралась сил, ремонтировала самолет и вносила полезные конструктивные изменения.

Перелет продолжился 21 апреля 2016 года, а уже 26 июля Solar Impulse 2 сел там же, где и стартовал – в аэропорту Абу-Даби. В общей сложности путешествие длилось больше года, Solar Impulse 2 преодолел 40 000 километров, поделенные на 17 отрезков.



Да, самолеты на солнечных батареях пока не могут перевозить десятки пассажиров. Но миссия Solar Impulse 2 доказала, что солнечную энергию действительно можно продуктивно использовать, как в авиации, так и в других сферах. А значит, благодаря таким самоотверженным людям, как Пикар, Боршберг и их команда, совсем скоро мы пересмотрим привычную энергетическую систему.

0 комментариев

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: