Наверное, категория «Приключения» — самая подходящая для калейдоскопа путешествий. Так как они вместе и есть одно большое приключение.

Не могу сказать, что продажа фотокниги «Америка без американцев» шла очень бойко. Теперь я попробую увеличить концентрацию снимков России и «заточить» продукт именно на дороги. А также хайвеи, тропки, гати, трелевки и направления. Представляю на ваш суд сорок снимков дорог из разных уголков Земли. Это как бы бета-версия фотокниги, для которой предназначены фотографии (если у меня дойдут до нее руки). Текста пока по минимуму, но если вы его напишете, я буду рад:). Я специально перемешал работы по странам и годам, чтобы при просмотре не было перекосов в цивилизованность, или наоборот в дикость. Каждый абзац текста относится к фотографии, находящейся после него. Привязка к месту и времени — в подписях к картинкам.

Мы ездим около пятнадцати лет. Ситуация, когда водителю или штурману приспичивает сделать снимок, случается от одного до полусотни раз в день. Иногда это выглядит примерно так:

где-то в России, 2009
где-то в России, 2009

Дороги за это время попадались самые разные — от идеально гладких шоссе, таких как эта необитаемая магистраль через Долину Смерти, по которой мы ехали в единственный облачный вечер в году

ур. Кратер - колодец Печная Труба, Долина Смерти, Калифорния, США, 2014
ур. Кратер — колодец Печная Труба, Долина Смерти, Калифорния, США, 2014

до просек и лесовозных направлений, обозначенных пунктиром на генштабовских километровках. Этот отрезок ознаменовал точку, в которой мы осознали, что экстрим переходит в п****ц, и после многочасового рубилова в попытке пересечь Северный Урал повернули обратно:

ур. Усть-Цепел - хр. Кваркуш, Северный Урал, Россия, 2015
ур. Усть-Цепел — хр. Кваркуш, Северный Урал, Россия, 2015

В алтайской долине в районе реки Бия на удивление хороший асфальт. Тем не менее, пасущиеся на шоссе козлы и коровы не реагировали ни на клаксон, ни на осторожное подталкивание. Но как только я вылез с фотоаппаратом под дождь, они припустили от меня так, как будто увидели чёрта, и буквально за несколько секунд растворились в окружающих лугах.

Катунь - Мыюта, Чуйский тракт, Алтай, Россия, 2012
Катунь — Мыюта, Чуйский тракт, Алтай, Россия, 2012

Такие мосты часто попадаются на грунтовках в северной части России. Этот 250-километровый объезд по бетонке с частично вывороченными плитами и выплывающими из тумана остатками ржавой техники позволил нам попасть из Ёдвы в Микунь. Альтернативой было болото, через которое на картах ведет красивая широкая дорога без малейшего намека на подпись «зимник». Но хорошо, что был хотя бы объезд, и мы смогли завершить поиск летнего маршрута из Архангельска в Сыктывкар.

Ёдва - ур. Уктым, Коми, Россия, 2010
Ёдва — ур. Уктым, Коми, Россия, 2010

Трансконтинентальное шоссе из Калифорнии на восток, соединяющее два из нескольких самых жарких и сухих штатов, было залито водой и грязью по щиколотку, что бывает здесь раз в десятилетие. Снимок сделан за четверть часа до шторма, во время которого за пять минут замены пробитого колеса вся моя одежда промокла буквально насквозь.

Индио - Тонопа, шоссе Кристофора Колумба, Аризона, США, 2014
Индио — Тонопа, шоссе Кристофора Колумба, Аризона, США, 2014

Трасса M7 позволяет созерцать [великие равнины] бесконечные просторы Татарстана — в отличие от более восточных областей, здесь много открытых пространств.

Елабуга - Мамадыш, Татарстан, Россия, 2012
Елабуга — Мамадыш, Татарстан, Россия, 2012

Участки труднопроходимых каменных завалов и размытых мостов на Терскей-Алатау чередуются с прекрасно укатанной грунтовкой, предположительно построенной китайцами. Этот мостик ведет на 4-километровый перевал, на той стороне которого — финишная кривая до Китайской части Тянь-Шаня. Ночевать там холодновато даже в июле, но днем перевал подтаивает.

пер. Сарымойнок - пер. Суек, ущ. Барскоон, Тянь-Шань, Киргизия, 2016
пер. Сарымойнок — пер. Суек, ущ. Барскоон, Тянь-Шань, Киргизия, 2016

По пути из Северодвинска к реке Онега от грунтовки отходит множество лежнёвок на полуостров. Из нескольких исследованных до берега не довела ни одна, а наша подготовка тогда не позволяла двигаться по тундре. Да что там, даже на то, чтобы развернуться и заехать обратно на бревна, уходило немало времени. Двигаться с разумной скоростью рядом с дорогой можно только на этом коротком кусочке:

Кянда - тундра, Онежский п-ов, Архангельская обл., Россия, 2005
Кянда — тундра, Онежский п-ов, Архангельская обл., Россия, 2005

В отличие от большинства американских территорий, национальные парки не отгорожены от дорог заборами. Востребованное шоссе через один из старейших заповедников позволяет любоваться соснами и медведями, не отрывая седалище от автокресла:

дол. Йосимити - г. Дана, нац. парк Йосимити, Калифорния, США, 2014
дол. Йосимити — г. Дана, нац. парк Йосимити, Калифорния, США, 2014

Не стоит думать, что все дороги в штатах такого же качества, как шоссе к горе Дана. При въезде конкретно на этот 30-километровый участок в Скалистых горах даже висело специальное объявление: «только для короткобазных полноприводников». Но русским не привыкать, прорвались с боем и на длиннобазном:). Часов за шесть…

ур. Кристал - дол. Лед Кинг, заповедник Ганнисон, Колорадо, США
ур. Кристал — дол. Лед Кинг, заповедник Ганнисон, Колорадо, США

Илистая лужа к югу от Хибин проезжабельна без всплытия и плясок с лебедкой — главное не сворачивать в сторону, чтобы не погрузиться на пару метров как электрический столб на фото. Иногда дорога портится, и разумно прорваться через заболоченный участок, а дальше ехать по насыпи, виднеющейся справа. Рельсы с нее сняли лет 20 назад, но кое-где остались участки, на которых стоят вагоны.

оз. Пунчозеро - ур. Развилка-62, Хибины, Россия, 2007
оз. Пунчозеро — ур. Развилка-62, Хибины, Россия, 2007

Строящееся шоссе через «Долину тысячи кишлаков» обещает стать островом цивилизации в пустыне. Пока что кишлаков рядом с трассой — примерно по одному на сто километров, а покрытие состоит из очень твердых зазубрин, ушатывающих технику. Но мобильная связь и эпизодические фуры уже есть. Интересно, на чем возили товары в миллионные Актау и Жанаозен до начала строительства? Вроде бы, это единственная дорога с севера на восточный берег Каспия.

Шетпе - пер. Маната, Мангышлак, Казахстан, 2015
Шетпе — пер. Маната, Мангышлак, Казахстан, 2015

После въезда на знаменитую трассу Ош-Хорог из Алайской долины, контраст разительный — как будто из цветущей оранжереи попал на Марс. Вокруг большого озера Каракуль — песчаная пустыня, вокруг дороги — скалы, глина и снег, до ближайшего поселения — около двухсот километров. Зато сурки отожравшиеся и непуганные.

пер. Кызыл-Арт - оз. Кара-куль, Памирский тракт, Памир, Таджикистан, 2016
пер. Кызыл-Арт — оз. Кара-куль, Памирский тракт, Памир, Таджикистан, 2016

Типичная южносибирская равнина выглядит так. Умиротворение, спокойствие и множество мест для ночевки и возлияния у костра. Впрочем, в такую погоду, чем проще подъезды к этим местам, тем больше вероятность, что они заняты, даже вдалеке от деревень.

Чаны - оз. Карачи, Новосибирская обл., Россия, 2012
Чаны — оз. Карачи, Новосибирская обл., Россия, 2012

Перевернутый знак вопроса, по которому раз в десять минут проезжают байкеры на чопперах, ведет к замку города Вадуц. Это единственная дорога в стране, на которой удалось сделать снимок без машин.

Вадуц - замок, Лихтенштейн, 2009
Вадуц — замок, Лихтенштейн, 2009

Часовая переправа через Мезень на чьем-то самодельном понтоне, буксируемом моторкой, приводит из грязной и вонючей деревни в райское место, отвоевываемое природой после пожара. Дорога возвращается к берегу и через несколько десятков километров упирается в большой паром в Большой Пыссе. А дальше, на северном берегу — непрекращающийся трэш, которого нам удалось избежать только из-за исключительно сухого года.

Усть-Кыма - Кысса, р. Мезень, Архангельская обл., Россия, 2010
Усть-Кыма — Кысса, р. Мезень, Архангельская обл., Россия, 2010

Дорога к метеорологической станции в окрестностях Гейдельберга, как и все дороги в Германии, поддерживается в отличном состоянии. Но когда я ездил там на велосипеде, этот участок в конце подъема с перепадом в 500 м, представлялся исключительно дорогой в ад.

Гейдельберг - г. Кёнигштуль, Баден-Вюртемберг, Германия, 2006
Гейдельберг — г. Кёнигштуль, Баден-Вюртемберг, Германия, 2006

Урочище Бакты отделено от цивилизации расстоянием, песком и отсутствием инфраструктуры. Наверное, именно поэтому оно не загажено туристами. Ровные участки дороги в мокрую погоду становятся непроходимыми — быстрее подождать, пока высохнет, чем пытаться сдвинуться куда-то, меся грязь колесами и пахая грунт якорем. Но ближе к чинкам есть и неровные, каменистые. Ветер там такой, что машину сдувает с домкрата.

Кызылсай - г. Бакты, плато Устюрта, Казахстан, 2015
Кызылсай — г. Бакты, плато Устюрта, Казахстан, 2015

Пустынные северные берега есть не только у нас. Даром, что это скандинавское поле кому-то принадлежит, проехать к воде и выпить эля на берегу Северного моря никто не препятствует:

Торкельсторп - зал. Кунгсбаккафьорден, Швеция, 2008
Торкельсторп — зал. Кунгсбаккафьорден, Швеция, 2008

Первое, что я увидел, переночевав на стояке у автострады в солнечной Италии, был беспросветный туман. Он плохо подходит для того, чтобы «втопить» по такой ровной дороге, но хорошо подходит для фотопейзажа:

Витторио - Венеция, Италия, 2008
Витторио — Венеция, Италия, 2008

Из всего, что ездит по магистральным дорогам в США, фуры и байкеры — самые колоритные. Иногда мы просто останавливались и долго фотографировали проезжающие грузовики, вспоминая символы Америки, романтику езды на большие расстояния и фильм «Конвой»:

Шеридан - Биллингс, резервация Кроу, Монтана, США, 2014
Шеридан — Биллингс, резервация Кроу, Монтана, США, 2014

Кажется, это была единственная внедорожная поездка, где мы ничего не сломали. Даже провисший мост по пути к высочайшей вершине Карелии (как в шаманском, так и в географическом смысле — 417м) — горе Воттоваара. Впрочем сама Воттоваара отыгралась, испортив нам компас и GPS-приемник во время пешего подъема, из-за чего мы уже почти собрались заночевать на заболоченном буреломе, через который ломились последние несколько часов.

Гимолы - г. Воттоваара, Карелия, Россия, 2009
Гимолы — г. Воттоваара, Карелия, Россия, 2009

Несколько раз мы возили с собой кота. В этой микропустыне с заброшенным апатитовым заводом в центре, Шварц начинал самозабвенно валяться в пыли, стоило только открыть дверь. Пыль настолько мелкая и всепроникающая, что от перегрева не помогает даже специальный увеличенный радиатор, если его не мыть каждый день.

ур. Тапхар - г. Шаманская, Бурятия, Россия, 2012
ур. Тапхар — г. Шаманская, Бурятия, Россия, 2012

Даже в семь утра автомобильное движение между двумя немецкими деревнями настолько плотное, что кадра пришлось ждать 15 минут:

Узинген - Заальбург, Гессен, Германия, 2007
Узинген — Заальбург, Гессен, Германия, 2007

По бывшей железной дороге на восточном берегу Умбозера кроме нас передвигались ходоки, квадроциклисты, эндуристы, и даже велосипедисты. Видимо, для велосипеда прыгать по шпалам все же проще, чем по камням в бесконечных холодных бродах «автомобильной» дороги. На четырех колесах мы попробовали оба варианта и выбрали все-таки броды.

ур. Пунча - ур. Умбозеро, Хибины, Россия, 2007
ур. Пунча — ур. Умбозеро, Хибины, Россия, 2007

В городке Оурэй, куда ведет живописное шоссе, к нашему прибытию о нас уже знали, так как, продираясь через скалы к выезду на эту дорогу, мы несколько изменили представление местных жителей о том, что такое «экстремальный оффроад». Так что взгляды в баре с видом на дорогу читались как «это те самые crazy russians!»:)

Сильвертон-Оурэй, шоссе Миллиона Долларов, Скалистые горы, Колорадо, США, 2014
Сильвертон-Оурэй, шоссе Миллиона Долларов, Скалистые горы, Колорадо, США, 2014

Радиальный тупик из Мурманска, переходящий в районе Териберки в полосу препятствий по чему-то подозрительно похожему на зону, удивительно хорошо укатан. Говорят, в Териберке даже есть мэр. Мы видели только слегка поддатых мужичков с чинариками, словно пришедших из советских лагерных фильмов.

Североморск - Териберка, Кольский п-ов, Мурманская обл., Россия, 2007
Североморск — Териберка, Кольский п-ов, Мурманская обл., Россия, 2007

Дороги к горным монастырям в Испании либо закрыты для автомобилей, либо пригодны для прокатных пузотёрок. Несмотря на южный нрав и повышенную экспрессию в городах, по трассам люди ездят законопослушно.

Террасса - г. МонтСеррат, Испания, 2011
Террасса — г. МонтСеррат, Испания, 2011

Дорожки в пригороде Троицка утром первого дня нового года не только позволили увидеть мир, в котором не было ни одной краски, кроме черной и белой, но представляли собой готовый полигон для тестирования сносов, заносов и вращений. А глубокие сугробы по бокам уменьшали риск неустранимых последствий в случае ошибки.

Троицк - Поляны, Московская обл., Россия, 2011
Троицк — Поляны, Московская обл., Россия, 2011

В этом высокогорном поселении есть гостиница, банк и пара магазинов. Гостиница набита туристами, для которых Мургаб — первый перевалочный пункт после нескольких сотен километров Памирского тракта. С молодыми и веселыми англоговорящими людьми мы периодически пересекались в радиусе 500 км, так как основная дорога там всего одна.

пер. Ак-Байтал - Мургаб, Памирский тракт, Памир, Таджикистан, 2016
пер. Ак-Байтал — Мургаб, Памирский тракт, Памир, Таджикистан, 2016

Ближе к южному концу Чуйский тракт поднимается вверх, становится холоднее, а машин меньше. Часть из них образуют пробку перед подъемом на Улаган, где некоторых приходится затаскивать на тросе. Попытка добраться до южной части Телецкого озера через тайгу с севера провалилась, но мы еще попробуем. Тогда особо не упорствовали из-за ограничений по топливу и навигации, а просто наблюдали за звёздами, орлами и кабанами.

Иня - Акташ, Чуйский тракт, Алтай, Россия, 2012
Иня — Акташ, Чуйский тракт, Алтай, Россия, 2012

С альтернативной дороги к Забриски Пойнт видно основную трассу, по которой, в отличие от этой, иногда кто-то проезжает. Но пройти десять километров до трассы пешком очень непросто — адская жара раскаляет воздух и песок до температуры жарки яиц. По сравнению с ощущениями днем, импровизированный полевой шиномонтаж при вечерней 40-градусной прохладе показался отдыхом. Герои одноименного фильма занимались в этом месте любовью. Летом, днем, в песке. ну-ну:)

Бэдуотер - ур. Забриски Пойнт, Долина Смерти, Калифорния, США, 2014
Бэдуотер — ур. Забриски Пойнт, Долина Смерти, Калифорния, США, 2014

Я не имею иллюзий о том, что может означать в атласе классификация типов дорог. Но «федеральной трассой» Ревда-Апатиты я был поражен. Броды, валуны, завалы бревен, утопленные рельсы — сначала по отдельности, а затем во всех возможных комбинациях. И где-то в конце, перед самым выездом на многокилометровую грязевую реку, которую ежедневно месят трехосные Кразы, стоит обычный Запорожец. Его что, в кузове привезли?

Ревда - Октябрьский, дорога Тысячи Ручьев, Хибины, Россия, 2007
Ревда — Октябрьский, дорога Тысячи Ручьев, Хибины, Россия, 2007

Удивительно, но в эту долину въезд бесплатен и в ней никого нет. А в 20-ти километрах к югу похожая долина Монументов имеет платный въезд, пылищу от джипов, пробки на дорожках и в довершение, индейскую резервацию. Долина Богов, по-моему, еще и красивее.

Кайента - ур. Моки Дагуэй, Долина Богов, Юта, США, 2014
Кайента — ур. Моки Дагуэй, Долина Богов, Юта, США, 2014

Так я, будучи аспирантом, представлял себе свою идеальную пенсию:). Хотя все же близковато к дороге.

Линдау - Айхенберг, Альпы, Австрия, 2009
Линдау — Айхенберг, Альпы, Австрия, 2009

Для проверки того, как стоковый стальной бампер и неправильный кенгурятник работают в качестве ледокола, далеко ехать не надо. Путь к заброшенной станции узкоколейки в Шатурском районе вполне для этого пригоден. Он был последней каплей, после этого — только удалая дурь, только силовик, только хардкор:)

Соколья Грива - Ложкова Сторожка, Московская обл., Россия, 2014
Соколья Грива — Ложкова Сторожка, Московская обл., Россия, 2014

Северо-западные штаты — одни из самых насыщенных интересными горами, до которых можно доехать по идеальному шоссе, спрямляющему холмы и овраги как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях:

Касл Рок - г. Св. Елены, штат Вашингтон, США, 2014
Касл Рок — г. Св. Елены, штат Вашингтон, США, 2014

Летом даже не верится, что этот пиренейский перевал так заваливает снегом, что нужны двухметровые вешки. Дорога, соединяющая два побережья (Барселону с Бильбао) изобилует крутыми поворотами, так что если не тащиться со скоростью мопеда, заснуть на ней точно не удастся, даром что ночью темно «как у афроамериканца в кармане».

Хака - Памплона, Пиренеи, Испания, 2011
Хака — Памплона, Пиренеи, Испания, 2011

В Московской области тяжело исследовать местность — слишком много заборов и шлагбаумов. Зато попытка занимает меньше дня. Бетонка соединяла раскуроченный съезд с трассы, через который кто-то тырил запчасти с военной базы, и неидентифицированную поляну, на краю которой стояла палатка бомжа с трубой буржуйки.

Купавна - Меленки, Московская обл., Россия, 2009
Купавна — Меленки, Московская обл., Россия, 2009

Это еще не Альпы, а только предгорья, тем не менее за пару часов в мае выпало столько снега, сколько у нас выпадает за весь январь. На снимке — самое начало процесса, превращающего дорогу к замку Нойшванштайн в снежное поле с торчащими из него столбиками.

Фюссен - Швангау, Бавария, Германия, 2007
Фюссен — Швангау, Бавария, Германия, 2007

Когда через пустыню проложено современное шоссе — это уже не совсем пустыня. Но, видимо, хорошо приперло, раз страна с не самым большим бюджетом одолела такой проект. Примерно посередине 150-километровго перегона мы попали в пыльную бурю — видимость 20 метров, дверь из-за ветра не открывается.

Газли - Ургенч, Кызылкум, Узбекистан, 2016
Газли — Ургенч, Кызылкум, Узбекистан, 2016

Шеннандо и Аппалачи — одни из самых посещаемых американских заповедников. Но за несколько часов блуждания по лесным дорожкам мы не увидели ни одной души. В тумане попрятались…

Уэйнсборо - Фронт Роял, Скайлайн драйв, нац. парк. Шенандо, Вирджиния, США, 2014
Уэйнсборо — Фронт Роял, Скайлайн драйв, нац. парк. Шенандо, Вирджиния, США, 2014

Напоследок — фото того, как дороги России превращают нашу Ферозу в машину времени:

Ишим - оз. Черемухово, Тюменская обл., Россия, 2012
Ишим — оз. Черемухово, Тюменская обл., Россия, 2012



Эта подборка — что-то вроде «предварительного исследования». Мне будет интересно узнать в комментариях, кто купил бы такой альбом в размере 30x20 см и за сколько. Или где явно слабые работы, выпадающие из остальных. Или что поменять в тематике. Или что это вообще хрень, и не стоит заморачиваться. Из пробного тиража аналогичного альбома о природе Америки я продал чуть больше десяти экземпляров по 2500 р., а остальное подарил. Если с этим пойдет так же, печатать особого смысла нет, смотрите и радуйтесь так:)

На сайте автора:
    Фотографические и текстовые отчеты об экспедициях

3 комментария

Василий Ларцев
Очень, очень интересно. Смотрел с удовольствием и тихо завидовал автору.
DudkinStepan
богатый у вас мир!
PhylToukach
не то, чтоб именно у меня. он просто богатый, сам по себе:)

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: