Печка не работает. Приборы все в инее. Стационарный терминал замерз. Держу за пазухой ручной спутниковый телефон – отогреваю, чтобы позвонить. Иду по краю облаков, снижаться не могу. Тащит в Антарктиду.
Десятые бессонные сутки борьбы со страшным холодом и ветром. Шар сносит, а все три горелки задуло где-то над Атлантикой.
Десятый день в пути. 21 июля.


Когда Федора Конюхова спросили, что помогало ему не сдаваться, он ответил:
«Мне было холодно, мне было страшно, мне было тяжело, мне было голодно, не хватало кислорода, но я знал, что это надо сделать. Потому что, если бы я не смог, то сказали бы: ну вот, русский не смог.»



Путешествие с самого начала не обещало быть простым. Старт неоднократно переносили из-за погоды – скорость ветра сильно различалась на разных высотах.



В итоге взлет состоялся 12 июля, на аэродроме города Нортхем, Австралия, в 7:30 по местному времени.

Впереди были 35 тысяч километров в воздухе.


Почему сейчас? В Австралии – середина зимы, неужели это лучшее время для покорения высоты? Оказывается, да. В это время нет тропических штормов и циклонов.



Вы можете себе представить, какие чувства испытывает человек, который борется со стихией в одиночку на высоте нескольких тысяч метров? Конюхов, наверное, сам до конца еще не поверил в то, что сделал это.

Я путешествую сам не потому, что не люблю людей. Я люблю людей больше, чем одиночество. Однако я православный человек, теперь еще и священник, а есть такие моменты, когда ты подвергаешь риску жизнь своих друзей, соратников, партнера. Все экспедиции задуманы мной или сформированы под меня. И если человек за мои идеи, за то, что я задумал, может погибнуть или стать инвалидом, то лучше странствовать в одиночку…



Кстати, Федор взял с собой письмо с пожеланиями и добрыми словами от людей, которые переживали за него, и, как он потом признался, это ему помогло: «Мне было приятно, что в кармашке лежит письмо, в котором люди меня поддерживают. Их энергия меня поддерживала»

Как, вообще, должен быть сконструирован воздушный шар, чтобы облететь на нем вокруг света? Мы все узнали.

Шар «Мортон» – самый большой комбинированный аэростат в мире. Его объем – 15 тысяч кубометров, а высота – 56 метров. Конструкция самого шара не кажется сложной, он состоит из двух камер, наполненных гелием – по сути, поднимается вверх благодаря теплому газу внутри. Днем он держал заданную высоту благодаря теплу от солнечных батарей, в ночное время за счет работы газовых горелок, которые подогревали воздух, находящийся под нижней камерой.

А под огромным шаром находилась крохотная гондола, рассчитанная на одного. На площади 2×1,8 метра уместили все необходимое оборудование, большая часть которого – навигационные приборы. Ее изготовили из карбона, кевлара, пенопласта и легчайшей древесины бальзы. «Корзина» была оборудована люком и смотровым окном возле навигационной рубки, а под днищем установлены два киля на случай посадки в океан.

Запасы еды у Федора были очень даже скромные, он шутил (или не шутил?), что решил в полете поститься. Воды тоже не очень много, 50 литров в расчете на 20 дней. Дело в том, что для гигиенических процедур она там была просто не нужна – умываясь внутри гондолы, можно было легко намочить электронику, а «за бортом» температура воздуха была в районе –30 – 50 градусов.

Маршрут: Австралия – Тихий океан – Южная Америка – Атлантический океан – Мыс Доброй Надежды – Индийский океан – Австралия.


С самых первых часов Федору Конюхову пришлось лететь в кислородной маске, а над Атлантикой даже отогревать одну теплом собственного тела, пока используется вторая. Но это было не самым сложным испытанием, которое устроил ему холод.

Главное проблемой все-таки стал лед – мало того, что он выводил из строя приборы, в таком количестве он значительно прибавлял вес конструкции. 17 июля начались непредвиденные и очень опасные поломки.
Ночь вслепую, по верхушкам облаков. Снег, кристаллы льда, на гондоле слой наледи в несколько сантиметров, турбулентность, качает так, что баллоны с пропаном бьются друг о друга. Гондола висит на стропах и раскачивается как люлька, внизу 8 километров. Видимость нулевая. Пришлось сбросить полупустые баллоны, уж очень они себя вели беспокойно. Отказал клапан стравливания давления на баллоне с кислородом. Еще бы 10 минут и рванул аварийный клапан. Пришлось выскакивать на гондолу и вручную стравливать давление. Теперь до конца полета придется вручную регулировать давление в баллоне с жидким кислородом, который вывешен за бортом.

Спустя 11 с лишним дней непрекращающейся борьбы Федор Конюхов достиг финиша, установив несколько рекордов. Очень уставший, с хорошей ссадиной на лице – сказалось жесткое приземление. Он мечтал об этом полете с 1992 года.



Что движет человеком, когда он снова и снова отправляется в опасные путешествия? Что заставляет его пересекать океаны на гребной лодке, добираться до Северного полюса, переплыть на яхте вокруг света? На этот вопрос, наверное, смогут ответить только такие же одухотворенные и невероятно смелые герои. Мы же можем добавить, что подвиги великих путешественников – отличный источник вдохновения для каждого.



А что лично до Федора Филипповича, немного отдохнув, он заявил, что попробует подняться на воздушном шаре в стратосферу на рекордных 25 километров, а батискаф для его спуска в Марианскую впадину уже строится.

Пройденное расстояние: 34 977,36 километров
Всего в воздухе: 11 дней 8 часов 43 минуты
Вокруг света за: 11 дней 5 часов 11 минут
Максимальная высота: 10 тысяч 600 метров
Температурный минимум: –55°C

Фотографии: morton.ru

1 комментарий

djeepkz
Вот это да! Почему-то мы даже не сомневались, что «русский сможет», но как же оно непросто даётся. Никто не знает, сколько всего ещё осталось за кадром, сколько волнений, тревог и страхов пролетели вместе с Конюховым. Кстати, когда читала, поймала себя на мысли о книге Ричарда Брэнсона «Достичь небес» — очень схожее настроение. В ней вся история воздухоплавания и описаны удачные и провальные попытки покорения неба на воздушных шарах, дирижаблях и аэростатах. Увлекательная книжка для тех, кто интересуется авантюрными видами спорта и человеческими изобретениями в целом

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: