Расскажу и покажу, как устроен мой мобильный домик. Думаю, будет интересно многим, кто строит свои варианты жилых модулей/кемперов, или задумывается о приобретении готовых. Итак, речь пойдёт про трейлер (прицеп-дачу, «караван») немецкого производства Hobby 400 выпуска 1990 года. В Россию он был ввезён этой зимой, ну и приобретён мною.

С асфальта пока съезжать, конечно, трудно, но «внедорожная подготовка» уже продумана и запланирована. Как говорится, всё будет :) А пока про внутреннее устройство…

Начать, наверное, надо с общих видов интерьера. Это вид на переднюю часть домика. Стол опускается вниз вровень с основанием дивана, и диван раскладывается. Где-то 2x2 метра лежбище…

Ну и наоборот — вид на заднюю часть домика с дивана. Под задним окном — кухонный блок, справа от него за дверью санузел. Между санузлом и диваном — шкаф, в нижней части которого встроен отопитель.

Для жизни в прицепе, как и в любом доме, нужны электричество, газ и вода. Начну с электричества. Оборудование трейлера может питаться как от 220В, так и от 12В. При этом есть цепи, питающиеся только от 220, только от 12 и «универсальные» — питаются как от 12, так и от 220 через блок питания. Например, красивый плафон над столом — увы, только от 220. Светильник над кухонным блоком в задней части содержит в себе два разных набора ламп и имеет два выключателя — для 220 и 12. А вот насос для воды, например, как раз запитан «универсально» — и от 12, и от 220 — для этого используется блок питания, у которого два входа (220 и 12) и один выход (12) — что найдёт, из того и сделает выходные 12 :) Через него подключены насос воды, насос смыва в туалете, два светильника с 12В-галогенками над диваном, и теперь ещё установленные мною две розетки «прикуривателя».

220В в трейлер попадает только извне — при подключении к бытовой сети через вот такой разъём на борту. Вилка/розетка там своего формата, влагозащищённая, а на другом конце коротенького переходника — уже обычная «евро-вилка».

Рассчитано это, конечно, на оборудованные европейские кемпинги. В наших условиях — можно на даче подключиться, можно бензогенератор в сторонке поставить. Я использование 220В рассматриваю, конечно же, как вторичное решение. Для автономности всё должно питаться от 12В.

12В в трейлер попадает от тягача через разъём фаркопа. Для этого он тут тоже специальный — 13-контактный — совсем не похожий на обычный 7-ми контактный. Задумавшись о прицепе-даче, я именно такой и поставил на свой пикап.

В него, кроме питания всех сигнальных фонарей (габариты, стопы, поворотники, задний противотуманный фонарь, задний ход), приходят две раздельные силовые линии (и плюс, и «земля»): одна постоянная, другая — подключаемая только при заведённом двигателе тягача. Вторая предназначена для зарядки бортового аккумулятора прицепа. В моём случае его нет, но со временем, конечно, поставлю. Подключение этой цепи при заведённом двигателе сделано с помощью реле УРА («устройство развязки аккумуляторов»).

Для 13-ти контактной розетки фаркопа существует и переходник, чтобы можно было подключить и обычный прицеп с обычной 7-pin вилкой (разумеется, туда идут только контакты сигнальных фонарей). И мне он поначалу пригодился… Стандарт на 13-pin разъём, как это всегда бывает, устаканился не сразу, а где-то ближе к концу 90-х годов, так что на прицепе выпуска 1990 года вилка была вот такой…

Она тоже 13-pin, если приглядеться, но дополнительные контакты мелкие и расположены вокруг обычных 7… Типа для совместимости… В общем, поменял вилку на новую, современного стандарта.

Вот, пожалуй, про электричество и всё. Со временем обязательно надо будет поставить отдельный аккумулятор в прицеп, чтобы на стоянках на разряжать аккумуляторы тягача. А там уже можно будет пофантазировать. Может быть добавить инвертор 12->220, чтобы уж точно «всё от всего питалось» :) Может быть про какие-нибудь солнечные батареи подумать… Но не всё сразу, сейчас в приоритете «оффроудная подготовка» трейлера :)

Теперь про источники воды и газа…

Бак для воды и газовый баллон находятся под этаким «капотом» в передней части прицепа. Там же запаска, ну и ещё чего-нибудь накидать можно — вон, к запаске, например, удобно оказалось привязать канистры с жидкостями для био-туалета…

В баке для воды находится погружной насос (питание 12В). Включается он при открывании кранов в кухонной мойке или умывальнике в сан-узле (в кранах встроены выключатели).

Кухня. Тут всё просто — кран включает насос и открывает воду, плита жжот газ. Плита без пьезо-поджига, но с газ-контролем (перекрывает сама себе газ, если потухнет). Электричество плите не нужно никакое.

Ниже кухонной плиты находится самый удивительный агрегат — холодильник. Он умеет работать от всего — от 12, от 220 и от газа.

Это абсорбционный холодильник — он в одном месте кипятит хладагент, а в другом это вещество конденсируется, и в том месте (внутри холодильника) происходит охлаждение. Поэтому и работать может от всего — уж кипятить что-то можно чем угодно — хоть электричеством, хоть газ жечь. При этом он действительно морозит, а не чуть холодит, как обычные автомобильные холодильники. Даже вон маленькая морозилочка предусмотрена :)

На панели управления слева находятся два выключателя — один 12, другой 220. Справа — управление розжигом газа. От 12В холодильник стоит использовать только в движении (иначе никаких аккумуляторов не хватит), а вот от газа — нормальный автономный режим на стоянке.
Снизу под ним видны три красных вентиля — это распределение газа — на холодильник, плиту и отопитель.

А вот и отопитель… «Камин» :)

Жжот газ, делает тепло :) Авторозжиг, газ-контроль. Внешнее электричество ему не нужно — розжиг работает от двух пальчиковых батареек. Сверху над ним — просто шкаф для одежды. И в нём же проходит труба дымохода от камеры сгорания к грибку на крыше.

«Камин» может работать как сам по себе, так и с системой «раздува». Где-то сзади к нему пристыкован вентилятор, который гонит тёплый воздух в патрубки, расходящиеся в разные углы прицепа (и в том числе в сан-узел, который всё-таки отдельный отсек). На стенке шкафа висит его выключатель (с регулировкой скорости):

Увы, «раздув» хочет только 220В. Не знаю пока, что с этим буду делать (и буду ли вообще) — может от инвертора питать буду (когда будет внутренний аккумулятор и инвертор), может заколхожу несколько компьютерных кулеров в воздуховоды, может быть подвернётся где-то недорого б/у «раздув» более поздних модификаций — с 12В моторчиком… Посмотрю сначала, насколько это вообще нужно — всё же объём прицепа не такой и большой, а отопитель мощный.

Ну и сан-узел… Главное, что делает кемпер — домом :)

Освещение — 12 и 220 (два выключателя, два набора ламп в одном светильнике). Умывальник — кран включает насос и открывает воду. На полу — душевой поддон, но вот душ в моём варианте не смонтирован. Собственно, водонагревателя — тоже нет. Поначалу применю имеющийся автомобильный походный душ (который погружной насос с питанием от «прикуривателя» и душевая лейка) и канистру, куда горячую воду можно хоть из чайника подливать. А потом, видимо, надо идти путём Дениса Французова с нагревом воды в самодельном бойлере, работающем от 220 через инвертор… Это всё делается, примерно понятно как — главное, что поддон сразу есть :)

Слив воды из мойки на кухне, умывальника и душевого поддона — просто в землю (ну понятно, что в «цивилизации» можно что-то подставить).

Сточный и смывной баки био-туалета доступны снаружи через люк в борту прицепа.

Сверху — поворотная заливная горловина смывного бака. Туда надо наливать 150мл спец-жижи и где-то 15 литров воды. Смыв осуществляется электро-помпой (питание 12В).
Снизу — сточный бак (объём примерно 20л). Он вынимается наружу, содержимое выливается через поворотный патрубок. Потом внутрь наливается 200мл другой спец-жижи и всё ставится обратно. В общем, за удовольствие по утру сходить в тёплый туалет, а потом лечь досыпать (вместо вылезания из спальника на мороз, надевания на себя всего и пробежки к кустам) — можно немного зажать нос :)

Вот как-то так. Оказалось интересно — прекрасно, появились вопросы — спрашивайте. А то ж я рассказываю то, что мне самому было интересно, но до конца непонятно, как оно окажется :) Но то мне, а все мы разные… У кошки вон — интерес к совсем другому набору «оборудования» )))
  • Поделись с друзьями:
историю рассказал

Путешествую понемногу, пытаюсь фотографировать, пишу иногда про это всё рассказы-отчёты. В настоящее время езжу на пикапе Nissan NP300, имеющем имя собственное Хеллоуин.

Другие истории автора

13 комментариев

potapov
уютно и главное кошаку нравится!
Mayor
по фотам хорошее состояние для 90го года…
PhylToukach
Спасибо за описание! Есть вопросы: 1. куда сливается вода из душа? 2. можно ли ее пустить по замкнутому контуру, чтобы в душе просто греться? 3. Какой объем бака для чистой воды? 4. предусмотрен ли подсос чистой воды через шланг из сети без давления (например, из реки)? 5. По фотографиям непонятно, где там дверь? 7. Какое расстояние от плоскости дивана до потолка 8. Как сделана вентиляция (для кемпера это крайне важно) 8. Зачем в плите три комфорки? 9. зачем люстра из дворца:), тем более она на 220 в? 10. позволяет ли конструктив увеличить арки для колес или для установки больших колес придется поднимать пол? 11. какой общий вес без воды? 12. он на раме? 13. еще много вопросов, очень интересно, какие будут решения по дальнейшему апгрейду!
PhylToukach
извиняюсь, случайно пропустил именно тот абзац, где про душ, точнее про его отсутствие. я так понимаю, насос, нагреватель и лейку сделать не проблема, а вот где размещать бак для воды — придется поломать голову. может быть после лифтовки ив пустотах рамы.
chihayuschiy
Проще всего — «автомобильный душ» (насос, лейка, провод в «прикуриватель») и для него канистру литров на 10 просто на пол в душевой. Наливать в неё воды, добавлять вскипевший чайник — и вперёд. 10 литров, по опыту использования такого душа в обычном авто-туризме, как раз хватает на одного человека.
А так то — можно хоть от основного насоса сделать ответвление, там всё не сложно — добраться до шлангов, которыми разведена вода по умывальникам, довольно просто.
PhylToukach
10 литров хватит, только если есть возможность его каждый день заправлять. И если женщины непривередливые:). Нам 40 литров хватает впритык на два спартанских помыва, готовку и мытье посуды. С учетом того, что жена хочет мыться раз в два дня, а я раз в четыре, а также с учетом готовки и мытья посуды на двух человек, искать воду для заливки в бак приходится раз в два дня. Или отказаться от мыться. Но как правило вводу сложно найти именно там, где жара и все потные. Но у меня не кемпер, так что бак больше 40 литров тупо не влезал никуда, а у вас места побольше.

Спасибо за ответы, посмотрю вечером.
chihayuschiy
10 литров — это на одного человека (по опыту). Потом снова 10 литров, итд, итп. Запас воды, конечно, должен быть. У меня пикап — можно хоть весь кузов канистрами заставить.
chihayuschiy
1. Вся «серая» вода сливается «в землю» по левому борту прицепа.
2. Это вообще как? Для «греться» есть газовый обогреватель :)
3. 26 литров.
4. Можно нарастить шланг и удлинить провод к насосу, который плавает в штатном баке.
5. По правому борту, ближе к задней части. Снаружи видна на заглавной и первой фотке. На третьей («вид на заднюю часть домика с дивана») — она между тумбочкой, на которой стоит кошачья переноска, и кухней.
6 — вопроса с таким номером нет
7. Не знаю, большое. Высота потолка от пола примерно 190-195см, ну от дивана, значит, поменьше.
8. Вентиляция. Окна — переднее большое (см. заглавное фото) и заднее («кухонное», на фото выше) откидываются вверх до горизонтального положения (и несколько промежуточных на фиксаторах предусмотрено). Оборудованы рулонными сетками от насекомых. И рулонными глухими шторами. Режим «микропроветривания» у них тоже есть — фиксируются в чуть приоткрытом состоянии. Боковые окна не открываются, оборудованы рулонными шторами. Ещё есть два люка — над кухней и в сан-узле — они тоже с сетками от комаров. По опыту этого лета (полтора месяца жизни за городом) — вентиляции хватает. Если открыть оба окна и люки — проветривается домик очень быстро. chihayuschiy.livejournal.com/155597.html
8 — опять 8. Три комфорки — не знаю :) Я бы предпочёл две и рабочую поверхность перед ними, но что есть, то есть.
9. Не знаю :) Она снимается (на проводе маленькая вилка, в основании — маленькая розетка), можно снять и выложить.
10. Делается подрамник между подвеской и рамой. Он и прочности добавляет, и геометрию улучшает, и место для колёс побольше появляется. chihayuschiy.livejournal.com/156112.html
11. По документам: 795кг «снаряженный», 1050кг максимально разрешённый.
12. Да.
13. Всегда пожалуйста :) Вот тут можно уже побольше почитать и посмотреть: chihayuschiy.livejournal.com
Посты именно по теме собраны по тегу «автопоезд»: chihayuschiy.livejournal.com/tag/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4
PhylToukach
ссылки интересные!
2. была идея вставить кран в кемперный душ, чтобы можно было сначала вымыться, слить серую на землю, а затем закольцевать поток воды (т.е. забор пойдет из серого бака). и стоять там хоть час, не тратя воду, и почти не тратя энергию на нагрев.
4. как я понял, с объемом бака 26 л проблемы наполнения вообще не существует — сходил к речке прямо с баком и готово:)
7. под боковинами дивана ящики?
14. водяной насос включается от датчика давления (как в минимойке) или напрямую выключателем?
15. зимой (< -10C ) кемпер опробован? какой тлощины и материала стены-крыша, как держит тепло?
16. зачем «думать про (балку и) рессоры»? если хочется именно балку, то пружины — их хотя бы можно найти где угодно и допилить по месту, в отличие от коренных листов рессор. да и легче они, запасную возить не проблема.
17. в стенах есть какой-то силовой набор? (это я к тому, получится ли повесить на заднюю стену запаску или, к примеру, сендтраки)
18. какие соображения относительно увеличения угла съезда? может угол «подпилить»:)
chihayuschiy
2. Какой-то странный сценарий… Я бы не стал стоять под душем, льющим воду из «серого» бака :)
4. Да, можно и так.
7. Да.
14. Микровыключатели в кранах. Открыл кран — насос заработал.
15. Нет (купил этой весной) и не планирую. Я не люблю зиму, и никуда зимой не езжу. Материал всего — сендвич-панели (алюминий-фанера-пенопласт-фанера), толщина — ну сантиметра 3, может. В любом случае, точно перемёрзнет вода, а потом и туалет. А без них — какой смысл? Спать и в машине можно.
16. Пружинную подвеску сложнее «заколхозить» — рычаги, ступичные узлы — всё это надо по уму проектировать и качественно варить из качественного металла… Рессорная намного проще в изготовлении — подрамник из швеллера с 4-мя точками крепления, а всё остальное — заводские детали.
17. Должен быть, но как узнать, где именно — никаких идей. В любом случае, вешать тяжелые вещи (типа запаски) — точно не стал бы — и без того в наших условиях это всё испытывает нагрузки далеко за пределами того, на что рассчитывали создатели почти 30 лет назад.
18. Шины ещё поменяю. 195/80R14 вместо нынешних 175/65R14 дадут ещё +4см высоты (подрамник уже добавил 8см). Да и всё.
PhylToukach
15. да, точно, я забыл, что бак с водой в неотапливаемом отсеке.
кстати, утверждение «какой смысл без туалета» мне не понятно. без душа внутри действительно тяжело, особенно если на улице не помоешься в -10, а в туалет же выйти можно… на крайняк бутылку вылить с утра.
16. взять готовую подвеску и упереть ее в пружины, приварив две чашки — это тоже очень просто. все узлы крепления, углы, ходы и т.п. остаются от старой подвески. появляется ремонтопригодность. торсионы можно и не вытасткивать, прослабить только. про добавление пружин в рессорную подвеску написал тут: www.drive2.ru/l/8262365/ в торсионную принцип тот же:)
chihayuschiy
15. Все мы разные :) У всех свои приоритеты. Для меня главное в кемпере — это туалет.
16. Такая переделка (добавить пружины в штатную подвеску) ничего не даст в смысле «лифта» — какие были колёса, такие и останутся. Кроме того, у штатной подвески очень короткие рычаги. Это, во-первых, ограничивает ход подвески, как её не переделывай. А во-вторых, там попросту нету места, чтобы туда приварить чашку под пружину и воткнуть сверху эту самую пружину хоть сколько-то заметной длины. Так что уж если переделывать подвеску (что далеко не обязательно, раз уж там оказались торсионы, а не резино-жгут) — то полностью.
Павел Ткаченко
Обратитесь Анвир, к Анатолию Рудову.
Мне помог сделать внедорожную проходимость.

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: