Все, кто наблюдает за моими путешествиями, знают, что я пользуюсь спутниковым трекером SPOT, который позволяет мне всегда быть «на виду» и в случае необходимости подать сигнал SOS. Я уже писал о том, как работает эта система, но сегодня речь пойдет об устройстве другого уровня, которое мне довелось испытать в своей поездке по Кольскому полуострову и Карелии.



Одним из важных факторов в любой поездке является безопасность. А безопасность складывается из множества моментов, основополагающими из которых является возможность отследить местоположение путешественника в любой момент времени и оперативно связаться с ним. При этом желательно, чтобы связь была двусторонней. Думаю, ни один разумный человек не будет возражать против этого.

Что касается определения местоположения, тут все просто. Рынок на сегодня наполнен разного рода устройствами и мобильными приложениями, которые позволяют отслеживать положение объекта и транслировать его на специальные страницы в интернете. Единственным недостатком этих устройств является то, что большинство из них привязаны к сети сотовой связи. А как мы знаем, самое интересное для нас начинается там, где заканчивается асфальт. Как правило там же заканчивается и сотовая связь. Следовательно, нужны устройства, использующие для передачи данных спутниковую связь. Наиболее распространенными на сегодня спутниковыми трекерами являются SPOT и inReach. Первый использует спутниковую сеть Globalstar, а второй Iridium.



А вот то, что касается двусторонней связи вызывает некоторые проблемы. С трекерами и программами, работающими через сотовую сеть, все понятно – есть сеть, значит можно звонить или писать СМС со своего сотового телефона. Но мы то уехали туда, где сотовая связь отсутствует. Значит нужна спутниковая. Спутниковый телефон как вариант подойдет. Нужно лишь выбрать подходящую систему и оптимальный тариф. Но все ли могут позволить себе такую, мягко говоря, недешевую роскошь? Альтернативой является отправка сообщений через спутниковый трекер. SPOT позволяет отправлять четыре вида сообщений: два заранее заданных на выбор, просьбу о помощи в ситуации, которая не угрожает жизни и SOS. Маловато конечно, но при договоренности с теми, кто эти сообщения принимает. Можно поиграть с их количеством, несколько расширив смысл передаваемых сообщений. Однако тут нет главного – двустороннего общения. И вот тут на сцену выходит inReach. Его-то мне и дали на тестирование в компании Ex-Road с просьбой испытать в полевых условиях.



inReach выпущен на рынок компанией DeLorm, которая и обеспечивает его работу. Это такой же трекер, как и SPOT, но с более широкими возможностями. Основные функции одинаковы: показывать местоположение прибора в режиме реального времени, передавать данные о передвижении, точках, записывать трек и сохранять все это на сервере. Так же есть возможность передачи сигнала SOS, который отправляется на заданные заранее номера телефонов и адреса электронной почты, а так же в центр международной службы спасения. Все это стандартно.

А вот что касается передачи сообщений, тут inReach ушел вперед. Прибор позволяет отправлять произвольный текст размером до 160 символов (латиницей) или чуть меньше кириллицей со смартфона, т.е. как обычное СМС. Текст можно набирать на виртуальной клавиатуре при помощи джойстика. Для тех, кто еще помнит старые кнопочные мобильники, будет забавно вспомнить навык набора СМС. Сообщение можно отправить как на номер телефона, так и по адресу электронной почты. Важно, что получатель сообщения сможет ответить на него. Правда для России пока есть некоторые ограничения. Получатель СМС не может ответить на него. А вот в письме, пришедшем по электронной почте будет ссылка на карту с координатами места отправки сообщения и с формой обратной связи, через которую можно написать ответ. Хорошим плюсом является уведомление о доставке отправленного сообщения. Двусторонняя связь может быть крайне удобна при организации спасательной операции для получения информации о пострадавших или координации поиска. Тут inReach незаменим, но пусть эти возможности вам никогда не пригодятся.



По умолчанию inReach проверяет входящие и отправляет написанные сообщения каждые 20 минут. Если вы не хотите ждать, достаточно выбрать в меню кнопку Check и сообщения будут отправлены и получены сразу же. По факту скорость отправки сообщений колеблется от нескольких секунд (при открытом небе), до нескольких минут (в густом лесу). Тут не может радовать тот факт, что спутниковая сеть Iridium обеспечивает 100% покрытие всей Земли. Не думаю, что это действительно так, ведь есть и глубокие ущелья, и мегаполисы со стенами небоскребов. Однако в сравнении с той же спутниковой системы Thuraya, которой я пользуюсь в поездках, покрытие действительно глобально.



У меня на тестировании был inReach модели Explorer. От предыдущих своих версий эта модель отличается прежде всего тем, что в ней реализована функция навигатора. На экране можно видеть свое перемещение, трек, задавать навигацию на точки, сохранять путевые точки. Это очень удобно в разного рода поездках, ведь не всегда удобно таскать с собой одновременно и навигатор, и трекер, и спутниковый телефон. Тут все в «одном флаконе». Правда в России вы увидите на экране не карту, а белое поле. И дело тот не в том, что американцы считают, что в России круглый год зима и все дороги заметены снегом. По умолчанию в прибор должны быть закачаны лишь топографические карты США.



inReach Explorer снабжен встроенным литиево-полимерным аккумулятором 3,7 В емкостью 2450 мАч, который подзаряжается через USB-разъем. Одной полной зарядки мне хватало более чем на три дня работы устройства. При этом отправка данных была настроена на максимальную частоту 10 минут (а можно настроить более частую отправку 1 раз в минуту). Обычно к концу третьего дня прибор начинал периодически жалобно попискивать, намекая, как Тамагочи, что его пора кормить. Может быть и четвертые сутки он продержался бы, но я не рисковал и заряжал его при остаточном уровне батареи в 15-20 %. Для сравнения, SPOT Gen3 у меня проработал на одном комплекте батареек полтора месяца ежедневной эксплуатации. DeLorm предлагают разного рода зарядные устройства для inReach, в том числе и солнечные. Хотя на мой взгляд, альтернатива в виде использования стандартных батареек типа АА или ААА была бы более уместна и удобна для дальних пеших походов. Не очень представляю, как можно зарядить inReach Explorer где-нибудь посреди тундры в полярную ночь… Хорошо, что в автомобиле всегда есть возможность зарядки.

inReach Explorer выполнен в правильном для путешественников варианте с уровнем защиты от влаги, пыли и сотрясений IP67. Это не высший уровень, но вполне достаточный для экспедиционного использования. Выдерживается погружение на 1 метр в воду в течение 30 минут и падения. Понятно, что наличие экрана (в отличие от предыдущих версий inReach) требует осторожного обращения. Вес устройства менее 200 грамм. Есть удобный фиксатор для закрепления на поясе или лямке рюкзака.



Кстати, предыдущие версии inReach работали исключительно в сопряжении со смартфонами. inReach Explorer сохранил эту функцию, что значительно расширяет удобство его использования. Сопряжение происходит через Bluetooth со смартфоном или планшетом на Android или iOS. Перед поездкой я соединил свой телефон с прибором. Это гораздо удобнее, чем пользоваться маленьким экраном и джойстиком. Мало того, что набирать и читать сообщения удобно, плюс можно пользоваться своей адресной книгой для отправки сообщений. Но самое главное, что в смартфон можно закачать топографические карты того региона, в котором ты путешествуешь и получить в итоге полноценный навигатор. Все это делается через бесплатное приложение DeLorme Earthmate. Удобно. Кроме того, inReach Explorer позволяет обмениваться маршрутами и точками с такими же устройствами.



Отправившись на гору Воттоваара, я закрепил inReach на рюкзаке. Возвращаясь, мне нужно было найти тропинку, ведущую вниз. Т.к. на экране отображался мой трек, то найти нужное место спуска не составило труда.





А вот так выглядит картинка при наблюдении за прибором на экране компьютера. Кстати, на этой странице есть дополнительные возможности в виде создания интерактивного чата, вывода сообщений на карту и т.п., что может сделать наблюдение за поездкой практически интерактивным путешествием.









Теперь о вопросе цены. Версия inReach Explorer, который был у меня, на сегодняшний день пока не сертифицирована для использования в России, но купить его можно (рынок есть рынок). Цена сейчас колеблется в районе 37 000 рублей. Более простой прибор inReach SE стоит около 29 000 рублей, что все равно немало…

Использование inReach предусматривает различные тарифные планы и подключиться можно как напрямую через сайт, так и у российского оператора, при этом тарифы будут отличаться. Есть выбор – оплатить сразу год или же платить помесячно (не каждый же день мы в путешествиях). Не буду перечислять все планы, просто выложу скрин с сайта DeLorme. Это стоимость при подключении на их сайте. Тут наглядно видно, что и как. Перевод страницы автоматический, так что не обращайте внимание на некоторые забавные неточности.



Получается, что при минимальном пакете вы сможете отправить только 10 сообщений, но в то же время предустановленные сообщения отправляются без ограничений. Ну и за отправку своих координат тоже придется заплатить по 10 центов. Я бы остановил свое внимание на тарифе «Экспедиция». Тут количество сообщений не ограничено и можно общаться без ограничений. При этом если не брать годовой контракт, то в месяц использования это обойдется немногим дороже 3 600 рублей. Думаю, безопасность и удобство стоит того.

При подключении через российского оператора (подключаются только сертифицированные модели, официально поставляемые в Россию) тарифный план для РФ свой. Оплата производится помесячно и в пакет входит определенное количество байт информации. Всего тарифов шесть. Минимальный тариф — 1350 рублей в месяц за 1500 байт и все, что свыше — 43,5 рубля за 100 байт (для понимания — каждое сообщение в среднем «весит» 160 байт). Максимальный — 4700 рублей в месяц за 30 000 байт и 12,35 рублей за каждые 100 байт свыше лимита. Так что выбрать можно исходя из своих потенциальных потребностей.

И теперь о главном. Реализовать все возможности inReach можно лишь при правильной организации работы штаба экспедиции – тех людей, которые будут общаться с вами в поездке. Они должны не только отслеживать ваше движение по маршруту, контролировать, чтобы вы не отклонились от него, но и мониторить ситуацию в районе вашего путешествия. Это может быть актуально, например, когда требуются определенные погодные условия для съемок или прохождения какого-либо участка, или нужна информация об обстановке в районах стихийных бедствий (как недавно в Непале) или волнений (как в Македонии). Штаб может своевременно найти нужную информацию по заправкам, сервисам и т.п. и передать ее путешественнику. Ну и в случае возникновения внештатной ситуации штаб должен обеспечить правильное взаимодействие с нужными организациями, начиная от консульств и заканчивая службами спасения. Без надежных друзей на «большой земле» inReach будет лишь обычным трекером…

Итак, краткий вывод. Основные плюсы и минусы inReach.

Плюсы:
Двусторонняя связь.
Возможность отправки сигнала SOS.
Максимально полное покрытие земного шара.
Защищенность от влаги и пыли.
Функции простого навигатора.

Минусы:
Ограниченный функционал по картографии.
Нет альтернативных источников питания.
Уязвимый экран.
Цена самого прибора и тарифов на обслуживание.

inReach стал революцией в сфере трекеров, реализовав возможность двусторонней связи за умеренные деньги. Для обеспечения безопасности путешествий и экспедиций inReach может стать незаменимым прибором. Он прост в эксплуатации, надежен, имеет массу полезных функций. Единственным серьезным недостатком у него является довольно высокая цена в России. Но нужно понимать, что купить спутниковый телефон соответствующей системы и оплачивать его работу будет гораздо дороже. Здесь же мы, хоть и не имеем возможность совершать голосовые вызовы, но всегда можем быть на связи в любом уголке Мира.

35 комментариев

tuchisnkiy
Спасибо за подробный обзор, о таких вещах важно знать
miroslav3232
Сам люблю на своем опыте разбираться с такими вещами… Спасибо, что читаете!
micromaster
Вот, значит, откуда ты мне сообщение посылал :)
Vit
Возможность помесячной оплаты, двухсторонняя связь и Iridium — те факторы, из-за которых я скорее всего сменю spot на inReach. Только на ebay цены куда как приятнее :)
miroslav3232
Сколько там стоит?
Vit
SE 11-14 т.р., SE Explorer 17-21 т.р.
Vit
Пардон, 11-14 это бу. Новые в районе 17-21, от модификации зависит.
miroslav3232
Немного подредактировал текст в связи с тем, что серые приборы у нас подключить нельзя. Только через интернет…
Vit
Костя, понятие «серые» и «белые и пушистые» придумано нашими «бизнесменами».

У нас были такие же деятели со спотами, утверждающие, что только их споты самые спотистые, они самые дистрибьютистые, а все остальное от лукавого и не будет работать. Что не помешало мне активировать его напрямую у производителя.
miroslav3232
Это понятно. Сам два SPOTa покупал «там» и они прекрасно работали с полным функционалом. Про инРич, насколько я понимаю, речь только о тарифах. Вроде как для России они несколько иные. Я пока в этом особо не разбирался. Мне интересно было сам прибор в поле испытать.
Dimankor
Да, споту очень не хватает двухсторонней связь. Тут преимущество на лицо.
Но тут пока слабое место это интерфейс карты на сайте, не удобно было пользоваться
miroslav3232
А в чем было неудобство? Я с картами не сидел. больше пробовал его в поле. Интересно мнение стороннего наблюдателя.
nord_tramper
Штука офигенная — брали в Непал SE-шку. Причем реально пригодилась двусторонняя связь )))
nord_tramper
miroslav3232
Вот ведь как оно… Читал этот пост и давно виртуально дружим, а вот не связывалось у меня в голове одно с другим :)
nord_tramper
Я так понял Explorer отличается от SE только наличием картографии?
miroslav3232
Да, это главное отличие.
micromaster
а я читал заметки, когда покупал себе тент-маркизу) полезный и интересный ресурс!
nord_tramper
А что в итоге купили?
micromaster
А там получилось интересно, сделал заказ на верную маркизу по цене указанной на сайте, а счет на оплату пришел уже значительно выше – подняли цены. Это было прошлой весной (еще до кризиса). Тут же подвернулась 2,5 метровая обычная маркиза от Сократа по оптовой цене. Это и определило выбор :)
GPS-CLUB
Друзья давайте попробуем вместе расставить всё по местам.
1. SPOT это GPS трекер с предустановленными сообщениями работающий в стандарте — отбивка раз в 10 минут, работа через сптники GLOBALSTAR и от этого покрытие не по всему миру, так же нередки пропуски точек. официально в Россию не поставляется и не имеет представительства. Самый простой, удобный и самый неудачный вариант для серьезных путешествий подходит для не экстремальных походов и поездок. Всё компенсируется его относительной дешевизной.
2. DeLorme inReach это GPS трекер с возможностью двусторонней текстовой связи ( GPS месенждер). Работает через IRIDIUM поэтому очень редки пропуски связи и покрытие реально глобальное ( по всему миру). Выставить трекинг можно от одной минуты до нескольких часов. Тарификация точек и сообщений побайтовая от этого более дорогие тарифы и цена прибора.
У DeLorme три модели inReach ( снята с производства), inReach SE, inReach Explorer ( отличается от SE только кастрированными функциями навигатора и пока не имеет карт России). Официальным представительством DeLorme в России .delorme-inreach.ru ввозились только inReach и inReach SE на которые есть все необходимые документы, адаптация под Россию и распространяются все официальные гарантии и тех.поддержка.
inReach Explorer в Россию официально не ввозился и продаваться здесь не может, всё что представлено в Интернете сейчас только серые поставки в обход таможни. Они не поддерживают российский пакет ( кириллицу и чат) не имеют официальной гарантии и тех.поддержки. Официальных поставок пока их не планируется, так как повышение цены из-за нескольких доп.функций без наличия карт России не оправдано и не имеет массового спроса. Все купленные не через официального представителя или дилеров inReach в данный момент могут быть подключены к российскому сервису, но не получают официальной гарантии и тех.поддержки.
Обязательной сертификации приборов не требуется, но для официального ввоза в РФ обязательно требуется — нотификация ФСБ, декларация минсвязи, лизенция минпромторга. Если необходимо купить официальную версию с кириллицей, двусторонним чатом и гарантией требуйте их у продавца до покупки.
Надеюсь разъяснил ситуацию по данной теме.
Константин тестировал прибор из неофициальной поставки и поэтому лишенный возможности работать с русским языком и обмениваться сообщениями в двустороннем режиме в виде чата, но именно это и является главным и уникальным преимуществом перед SPOT и другими GPS трекерами, так как не имеет аналогов и зарекомендовало себя в дестяках экспедиций, в том числе и в Непал :)
Пример такого сервиса в реальном времени .gde-ya.com/motoafrika2014-1025/
miroslav3232
Через смартфон прибор работает с кириллицей и может общаться в режиме чата. Это было опробовано в диалоге с micromaster
micromaster
Ну не знаю на счет кириллицы, подтвердить не могу, т.к. от тебя получил сообщение латиницей транслитом. А вот отправлял кириллицей.
А за информацию спасибо.
miroslav3232
Кириллицей и пришло. А отправлял так потому, что писал много и боялся, что кириллицей не хватит знаков.
susanin
Это все хорошо, но мне вот интересно, что в действительности на практике происходит в том самом «центре международной службы спасения», когда туда приходит сообщение с сигналом SOS?
nord_tramper
А это у меня описано в статейки — информация от их представительства в РФ, собственно они нам тога прибор давали на тестирование в Непал
dailyway.ru/sputnikovyj-gps-treker-kommunikator-delorme-inreach-se-opyt-ispolzovaniya/
miroslav3232
Это теория, интересно, как именно это происходит на практике…
nord_tramper
Надеюсь никогда не испытывать на себе.
С их же слов — в ЮАР подключали консульство для освобождения одного товарисча из местной тюрьмы — он успел нажать кнопочку на блокпосту. Девайс не выключили и его трекали до самого места, куда потом представители консульства и приехали.
miroslav3232
Я не о том, как друзья реагируют или штаб экспедиции. Я про реакцию GEOSа…
GPS-CLUB
Давайте откровенно о наболевшем. Ничего на данных приборах не происходит при нажатии на SOS. Вообще ничего!!!
По нескольким причинам:
а) это отдельная стоимость + к аренде надо купить страховку на эвакуацию
б) нет у американцев возможности, что либо сделать даже за деньги страховой в России ( ни одного прецедента не знаю и буду рад узнать)
Технически в центре GEOS видят, что SOS идёт из России они даже могут позвонить и узнать по указанным телефонам, что произошло если есть подписка ( такое было на SPOT), но организовать помощь и тем более эвакуацию не могут, нет у них инструкций на данный счёт. Даже мы русские не знаем до конца точного алгоритма, чтобы МЧС вылетело спасать нас незамедлительно и без лишних расспросов.
Кто пытался звонить в 112 в своем регионе? Какие результаты? Всё бросили и подняли вертолёт?
Это важна тема и обсуждать её надо не здесь в комментариях к статье.
В данный момент в Командном Духе www.facebook.com/groups/moralelife мы объединяем усилия общественных движений взаимопомощи — Мото Пипл. Лиза Алерт и других для оперативного реагирования на ситуации и отработки взаимодействия с МЧС и другими службами в случае SOS.
komposter
А вот написали и разместили бы памятку-инструкцию, какие действия нужно совершить при наступлении чрезвычайного случая в путешествии. Какие меры надо предпринять, чтобы «за вами выехали». Видно, что с темой вы знакомы и примеры у вас водятся.
miroslav3232
Саша, случаи успешного использования кнопки SOS есть. Вот один из них, описанный на форуме парапланеристов paraplan.ru/forum/post/540507
Нужно понимать, что надежда в любом случае есть только на себя и своих друзей. Я в первую очередь надеюсь не на то, что американцы пришлют спасателей в случае чего, а на то, что мои друзья получат сигнал от меня с координатами и уже они поднимут на уши кого нужно…
GPS-CLUB
nord_tramper Никита приветствую вас с Мариной. В вашем случае наша система с двусторонней связью очень пригодилась, мы в штабе точно знали где вы и что с вами всё в порядке когда произошла эта страшная трагедия на кольце Аннапурны www.gps-club.ru/gps-club-news/detail.php?BID=227&ID=110806&sphrase_id=2413166
Интересно власти Непала приняли реально какие то меры?
Если тесты и реальная эксплуатация в сложнейших экспедициях InReach с нашей системой связи интересны почитайте некоторые отчёты по экспедициям, там далеко не всё и надо будет собрать все в одном месте.
www.gps-club.ru/search/index.php?q=inreach&s=%CF%EE%E8%F1%EA
Endi
Встроенный GPS навигатор никак нельзя считать полноценной заменой Garmin Etrex 30X? И еще вопрос, если допустим я не купил подписку или она закончилась, только навигатор юзать можно?

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: