Введение

Я начал процесс создания «автомобиля мечты» с приобретения в 2005-м году платформы Daihatsu Feroza (1992), с нулевыми навыками джипостроения и езды по бездорожью, и очень расплывчатыми представлениями о том, что мне от машины нужно. Был опыт технического творчества и огромное желание кататься вне дорог, желательно далеко и первым из людей:).

Изначально апгрейды были просто творческим поиском. Самодельные и усиленные детали (иногда с перепроектированием узлов) ставились после того, как в результате неправильной оценки своих возможностей на бездорожье ломались штатные. Сейчас пустой вес машины составляет ~1450 кг против исходных 1200 кг, плюс она возит двух людей, 120 л топлива и килограмм двести еды, воды и шмурдяка. Связанное с утяжелением уменьшение проходимости я попытался компенсировать изменениями в трансмиссии и подвеске. Постепенно мой подход стал более профессиональным, чем стихийное опробование дилетантских идей «на коленке». В том числе я стал делегировать часть операций другим людям.

Трудовые вложения обычно составляли 40-50 человекодней в год. Примерно половину строил самостоятельно, другую половину — на дружественных клубах-сервисах. Старался исходить из разумного баланса между весом, функциональностью и ценой. А также между экспедиционными, трофийными и городскими свойствами получающегося аппарата, пока не понял, что это невозможно. Вложения материальных ресурсов составили около 4000$ в год, с учетом активной и жесткой эксплуатации в тяжелых условиях. Попутно я организовал клуб по Ферозам, приобрел несколько доноров запчастей и восстановил еще полторы машины этой марки.

Грязомесные совернования, шашлычные покатушки и взятие заранее размеченных кем-то точек мне оказались совершенно безразличны, как и следование за кем-то в составе группы. Назначение автомобиля — в основном, длительные автономные летние экспедиции одной-двумя машинами с концентрацией бездорожья от низкой (колейность-ямочность-грейдерность) до высокой (заросшие просеки, торф, валуны, броды, полоса прилива). Я старался не перегибать палку, так как по ряду причин у меня две Ферозы на все случаи, включая езду на работу. Экспедиционные свойства почти достигли своего предела в машине такого размера — уже некуда вставлять дополнительное оборудование, а спать все равно приходится в палатке. В силу характера поездок и пересеченности препятствий, получился небольшой перекос в трофийность. Не говорите мне, что в экспедиции межколесные блокировки вредны, а задняя лебедка и каркас безопасности не нужны — в крайней важности таких элементов я имел возможность много раз убедиться лично.

Конечно, я делал ошибки, например:
  • апгрейд создал больше проблем, чем решил
  • апгрейд привел в непропорциональному дисбалансу свойств
  • неправильно спроектировал что-то и осознал это, когда детали уже изготовили
  • апгрейд непропорционально снизил надежность или ремонтопригодность какого-нибудь узла или системы
  • апгрейд слишком утяжелил машину, что компенсировало выигрыш в проходимости
  • апргейд оказался слишком трудоемким или слишком дорогим
  • в процессе работы или сразу после нее я понял, что этот апгрейд был не нужен
и т.д.

Процесс тюнинга машины под свои запросы бесконечен и ценен для меня сам по себе, а не только своим результатом. Какие-то его аспекты не доведены до конца, какие-то еще не начаты. На двадцати картинках я попытался схематически проиллюстрировать текущий вид тех апгрейдов, которые не отмерли за десять лет, а эволюционировали до их нынешнего состояния. Большинство переделок прошло несколько итераций. Некоторые нововведения я забыл сфотографировать до установки. Исполнение некоторых уже устарело, но идея осталась прежней. Мне кажется, что все иллюстрации, размещенные в конце — удобнее для чтения, так как на каждой — несколько узлов, описанных в разных местах.

Итак, что сделано:

Защита, усиление, крепеж
  • дополнительные передняя и задняя поперечины рамы с площадками под лебедки (сталь 3-4 мм)
  • наборный силовой задний бампер с калиткой для запаски (соединен с площадкой лебедки, калитка связана с задней дверью через ползун, (стальной каркас 3 мм + алюминиевая верхняя обшивка + места под джек))
  • наборный силовой передний бампер с кенгурятником (соединен с площадкой лебедки) (сталь 3 мм, трубы, кронштейны 6 мм + места под джек)
  • каркас безопасности (средняя дуга внутри крыши и стоек кузова, штатная задняя дуга; стойки лобового стекла и дверные проемы усилены профилями, обе дуги выведены через крышу и соединены друг с другом с помощью багажника) (стальные трубы и профили, 20-40*2 мм,)
  • экспедиционный багажник (соединен через крышу с задней и средней дугами; имеет крепления для хай-джека, лопаты, сенд-траков, якоря, стояночных фонарей) (стальные трубы 16*1 мм)
  • двухсекционный ящик на верхний багажник (высота 22 см, габариты — во весь багажник, вес 17кг. крепления для траков на крышке бОльшего отделения, замки, скосы передней стенки и углов).(алюминиевые каркас 15-20*1.5 мм и обшивка 1.5 мм)
  • силовые пороги-подножки (съемное крепление на раму, косынки в двух плоскостях; можно джечить и поднимать на подъемнике) (стальной профиль 40*60*2 мм, сверху рифленый алюминий)
  • защита картера и переднего редуктора (алюминий 4-5 мм), КПП и раздатки(сталь 2 мм), обоих бензобаков и бака для воды (сталь 1.5-2 мм)
  • тросы-веткоотбойники + съемные штыри для намотки троса
Ходовая часть
  • лифтовка подвески на 3 см и увеличение ходов отбоя (проставки: на нижние шаровые — 10 мм, на верхние шаровые — 40 мм, передний редуктор опущен на 11 мм для спрямления угла шрусов, задние кронштейны рессор приварены к раме через проставки 60 мм, рулевая трапеция смещена вниз)
  • перемещение рулевой трапеции вниз на 15 мм (для компенсации люфта по схождению), самодельная сошка «с подъемом», усиление жесткости (доп. ухо для оси снизу) и перенос кронштейна оси маятника, «косые» проставки между рамой и верхним рычагом 8-15мм (для увеличения угла кастора и компенсации изменения угла развала после увеличения хода отбоя)
  • усиление верхних рычагов (полумонокок в районе верхней шаровой опоры) (стальная полоса 3 мм)
  • дополнительные пружины сзади (от Оки) + чашки для них
  • спереди усиленные регулируемые амортизаторы Koni Heavy Truck; сзади две пары обычных (Koni+УАЗ)
  • резина Cooper Discoverer S/T 245/75 R16, штампованные диски Dotz Dakar. Максимальный возможный размер — 32" (235/85 R16)
Трансмиссия
  • самоблокирующийся передний дифференциал с обгонной муфтой (Keiser Locker, в повороте допускает проворот внешнего колеса в сторону вращения). включается мягко, в сторону пробуксовки блокирует на 100%.
  • задний дифференциал с 70%-ной автоблокировкой (LSD с увеличенным преднатягом)
  • главные пары 7/39 в обоих мостах (передаточное отношение 5.57)
  • механические хабы Aisin (вместо родных автоматических)
  • проставка между задним карданом и редуктором 15мм для компенсации лифтовки заднего моста
Двигатель
  • отключаемый шноркель из 60 мм трубы (выведен в пространство воздухозаборника печки)
  • увеличенный радиатор (паяный, высота сердцевины увеличена на 5см, крепление кожуха изменено)
  • доработка вискомуфты вентилятора (залито более вязкое рабочее тело)
  • дополнительный электровентилятор (датчик температуры врезан в патрубок, схема включения от датчика и от кондиционера)
  • короткая впускная система (сделано, чтобы освободить место для компрессора и второго аккумулятора. сварной корпус плоского фильтра, штатная предкамера) (сталь, пластмасса, 1-3 мм)
  • выпускная система сбоку от КПП (сделано, чтобы освободить место под бак для воды. пламегаситель, гофра и банка универсальные, выхлопная труба проведена по другому пути) (нержавейка 1 мм, трубы 40x1)
Электрооборудование
  • передняя лебедка SNC 9000 (4.1 т, установлена внутри бампера с окном для доступа к тросу, блок соленоидов под капотом, синтетический трос 8мм x 20 м, выключатель на торпедо + радиоуправление)
  • задняя лебедка СomeUp 4500 (1.8 т, установлена внутри бампера, блок соленоидов в заднем крыле, синтетический трос 6мм x 20 м, выключатель на торпедо)
  • дополнительный аккумулятор 55 А*ч (установлен слева под капотом, воздушный фильтр перепроектирован и перенесен)
  • генератор 80А (вместо штатного), выключатели массы
  • дополнительные фары сверхближнего света (на кенгурятнике)
  • светодиодные стояночные фары 10Вт (сзади на крыше)
  • инвертер 220В x 1000Вт (на боку левого рундука)
  • компрессор 98 л/мин (Беркут R-24; установлен под капотом, место для шланга — там же)
  • четыре розетки 12В, одна розетка 220В, одно зарядное гнездо USB, дополнительный плафон
Кузов, салон, гаджеты
  • лифтовка кузова на 6 см (капролоновые проставки; изменены крепления подножек и бамперов, радиатор перенесен вниз, рычаги КПП и РК доработаны, брызговики пренесены дальше от колес)
  • съемные рундуки вместо задних сидений (ящики выдвигаются назад) + раскладывающиеся спальные места (на рундуках + лежанки поверх сложенных передних сидений для двух людей до 175 см) (стальной профиль 10*10, фанера 10 мм, обивка)
  • доработка салона: подъем сидений на 2 см, площадка для левой ноги водителя, крепление огнетушителя, бокс-подлокотник (сталь, алюминий, фанера)
  • усилитель GSM-сигнала (установлен под рундуком) + съемная антенна (на крыше)
  • маршрутный компьютер (графический Multitronics; установлен над салонным зеркалом)
  • скрытая проводка и кронштейны для навигатора (Garmin 2595 GPS+Глонасс, карты Навиком «Дороги России TOPO») и видеорегистратора
  • планшетный компьютер + Ozi / SAS + растровые карты «генштаб» СССР (кронштейн + скрытая проводка)
  • легкосъемная 27МГц радиостанция и легкосъемная MP3-магнитола, складная антенна 2м, два динамика в дверях (на магнитолу) и один штатный (на рацию).
  • розетки спереди: 12V — 3 шт. по 20A, USB — 2 шт. 1A+3A, розетки сзади: 12V — 1 шт. 40A, 220V — 1 шт. 5A
Прочее
  • кондиционер (собран из деталей от разных автомобилей, вставлен на штатные места)
  • увеличенный бензобак 85 л (установлен на место штатного после лифтовки и других изменений) (нержавейка 1.5 мм)
  • дополнительный бензобак 35 л (установлен под днищем после лифтовки. +перекачивающий насос, общая заправочная горловина, индикатор остатка) (нержавейка 1.5 мм)
  • бак для воды 35 л (установлен под днищем после лифтовки и переноса глушителя; нагрев от системы охлаждения двигателя, индикация температуры и остатка воды, насос от минимойки в заднем крыле, кран-штуцер + шланг 3м + регулируемый наконечник (душ или струя), заливная горловина в заднем бампере) (нержавейка 1.5 мм)
  • декоративная аппликация из пленки (отпечатки лап на кузове и в салоне закрывают потертости, царапины, пулевые отверстия и т.д.)
  • противошумный обтекатель верхнего багажника и противодожевой козырек сзади (алюминий 2-3 мм)
  • стационарно возимое дополнительное оборудование: два сендтрака 1.2м, якорь (с этого года — новый «грузинский»), тросы, шаклы, карабины, блок, корозащитка, хай-джек 1.2м, надувной домкрат (70см, 2т), лопата, бензопила, канистра масла, НЗ воды 3л, газовая плитка
  • возимые запчасти: камера R16, диск сцепления, пыльники шрусов, шаровые опоры, колесные подшипники, подшипники навесного, провода-лампы-клеммы, трубки-шланги-хомуты, болты-гайки-крепеж, листовые материалы, проволока, гофра для выпуска, фильтры, ремни, задняя пружина, таблетка и щетки генератора и лебедки, 20кг инструментов (слесарные, клей, съемники, плашки-метчики, болгарка, дрель, горелка, ремнаборы для шин и глушителя). Полуоси и коренной лист рессоры возим только если в самое пекло.
  • В планах: кронштейны для крепления надувных понтонов
Иллюстрации

Передний бампер, кенгурятник, стояночный свет, веткоотбойники
Передний бампер, кенгурятник, стояночный свет, веткоотбойники

Задний бампер, калитка
Задний бампер, калитка

Лифтовка, средняя дуга безопасности, усиление кузова и арок
Лифтовка, средняя дуга безопасности, усиление кузова и арок

Экспедиционный багажник как часть силового каркаса
Экспедиционный багажник как часть силового каркаса

Дополнительный бензобак и бак для воды, перекачивающий насос, все защиты, пружины задней подвески
Дополнительный бензобак и бак для воды, перекачивающий насос, все защиты, пружины задней подвески

Лифт передней подвески
Лифт передней подвески

Сошка, маятник, усиление рычагов
Сошка, маятник, усиление рычагов

Хабы, диски и шины
Хабы, диски и шины

Передний и задний дифференциалы
Передний и задний дифференциалы

Шноркель, компрессор, генератор, второй аккумулятор, плоский воздушный фильтр
Шноркель, компрессор, генератор, второй аккумулятор, плоский воздушный фильтр

Силовые подножки, выпускная система
Силовые подножки, выпускная система

Передняя и задняя лебедки, клюзы
Передняя и задняя лебедки, клюзы

Рация, инвертер, компьютер, индикация второго бака  и др. гаджеты
Рация, инвертер, компьютер, индикация второго бака и др. гаджеты

Доработка салона, подлокотник
Доработка салона, подлокотник

Рундуки, спальники
Рундуки, спальники

Дополнительное оборудование, его крепеж
Дополнительное оборудование, его крепеж

Внешний вид и декоративные улучшайзеры
Внешний вид и декоративные улучшайзеры


Если интересны детали, не стесняйтесь, задавайте вопросы.

На сайте автора:
    О подготовке машины
  Список экспедиционного барахла
  Фотографические и текстовые отчеты об экспедициях

7 комментариев

nikitavarlamov
Тут последнее время популярно обсуждать, как все переделки узаконивать, что вы думаете, Фил по этому поводу?
Машин очень гармоничный вышел, за обзор отдельное спасибо.
PhylToukach
Два месяца назад ГАИшник, оформлявший легкое ДТП на этой машине, сказал, что проблем с этим пока нет, если я не собираюсь ее продавать. Страшные истории в Интернете, про машины снятые с регистрации после того, как владелец пытался качать права, я читал. Техосмотр прошел позавчера. Если тормозят гайцы за что-то, про обвес никто ничего не говорит. Так что пока гром не грянет, париться не буду, а потом что-нибудь наверняка можно будет придумать, типа взяточной сертификации в МАМИ. Ну и наконец на Daihatsu Feroza родные бампера тоже железные, хотя и не такие, и есть заводская версия с кенгурятником, что подтверждается картинкой в мануале. А смотреть, есть ли там блокировки и изменения подвески никто не полезет.
PhylToukach
Пару недель назад первый раз остановили с вопросом о «передельчике». Удалось отбрехаться — «бамперы железные на ней от природы, на крыше не багажник, а перевозимый груз, закрепленный для надежности и т.д. бла-бла-бла». Ясно, что инспектор понимал, чо машина переделанная, но посмотрел на марку и на 1992-й год в документах и махнул рукой. В общем, повезло. Пока ждем, что дума придумает до конца года. У всех знакомых, кто брался полулегально узаконивать изменения дело застопорилось, ну и какие-то неизвестные фирмы в Интернете предлагают все сделать под ключ за 90 тыр.:(
popovaleks
Взяли многие идеи на вооружение.
А что за машинка такая с кунгом на некоторых фотках, типа мини-кемпера. Про нее не расскажите что-нибудь поподробней?
Спасибо!
PhylToukach
Это, собственно мини-кемпер на базе Ферозы. Кунг на стальной раме из профилей, обшит тонким алюминием снаружи и оргалитом внутри. Толщина стенок 3 см. Внутри спальные места для двух людей, место для установки одного сиденья, три окна, люк, задняя дверь. Ее делали на дружественном сервисе (мастер Кирилл, раньше работал на Москва, Буракова, 2). Никаких чертежей не было, все «на глазок». Кроме кунга — бампера, пороги, багажник, лебедка.
popovaleks
ммм, багажник как раз по размеру для медведя Саймона подойдет!
PhylToukach
людей выдерживает:)

Оставить комментарий

Комментировать при помощи: