Многим пассажирам интересно знать, какова скорость самолёта при взлёте, и как такая огромная машина развивает за считанные секунды огромную силу, способную поднять в воздух десятки тонн. А у каждой модели самолёта своя скорость при одинаковых законах аэродинамики. Поэтому и люди интересуются, как происходит взлёт и какие факторы влияют на движение многотонного судна.
Правила взлёта самолёта
Взлёт – это процесс, который включает время от начала движения его по взлётно-посадочной полосе до отрыва от неё. Для того чтобы самолёт оторвался от земли, необходимо соблюдение важного условия: подъёмная сила, которую лайнер набирает во время движения по ВВП, должна приобрести необходимое значение, которое больше значения массы. Говоря простым языком, необходимо, чтобы силы, которые толкают авиалайнер вперёд, были настолько сильными, чтобы могли поднять в воздух многотонную машину с грузом и пассажирами на борту.
После этого происходят такие этапы взлёта:
- диспетчер даёт разрешение;
- пилот оценивает обстановку, включает двигатель на полные обороты;
- давит штурвал вперёд, поднимая хвост;
- авиалайнер начинает увеличивать скорость;
- крылья подготавливаются к подъёму.
Как происходит взлёт самолёта
Аэродинамика лайнера обеспечивается специальной конфигурацией крыльев, которая для всех самолётов практически одинаковая. Нижняя часть крыла плоская, верхняя округлая, чтобы через неё проходило меньше воздуха.
Из-за разницы давления вверху и внизу крыла образуется подъёмная сила, которая буквально выталкивает крыло вверх, после чего самолет начинает взлетать. Так как в процессе участвуют скорость и масса, как только эта сила превосходит вес лайнера, в тот же момент он отрывается от земли.
Разные механизмы взлета на воздух
Видов взлёта лайнеров несколько, при каждом из них судно преодолевает различные факторы, чтобы разогнаться и взлететь.
На то, какой будет скорость самолёта при взлёте, влияют:
- короткая или длинная взлетно-посадочная полоса (оценивается скорость разгона, чтобы успеть поднять судно);
- направление ветра и внешние погодные условия, которые оказывают сопротивление во время движения и разгона, поэтому с их учетом необходимо включать двигатели на определенную мощность;
- непосредственно сама мощность двигателя (насколько сильно и быстро он даст разогнаться).
С тормозов
Лайнер удерживается на тормозах, набирая разгон после того, когда двигатели достигнут установленного режима тяги, после чего происходит поднятие в воздух. Тормоза отпускают, и скорость разгона самолёта достаточная, чтобы он взлетел.
Классический
Такой взлёт предполагает постепенный набор тяги двигателя, пока самолёт движется по взлётно-посадочной полосе.
С использованием вспомогательных средств
Такой приём характерный для военных истребителей, которые несут службу на авианосцах. Так как практически нет дистанции, на них могут быть установлены дополнительные ракетные двигатели, а также используются трамплины и катапульты.
Вертикально
Возможно при наличии у судна двигателей с вертикальной тягой. Лайнер аналогично вертолёту может взлетать с места по вертикали, при разгоне с небольшого расстояния, переходя в горизонтальный полёт.
С остановкой
При таком виде взлёта тормоза не используются, непосредственно перед разбегом скорость пассажирского самолёта при взлёте нарастает, после чего делают кратковременную остановку и лайнер взлетает.
Скорость самолёта, когда взлетает
Чтобы пассажирский лайнер оторвался от взлётно-посадочной полосы, необходимо набрать ускорение, которое будет обеспечивать увеличение подъёмной силы, разогнав машину.
Двигатели набирают большие обороты, чтобы обеспечить необходимую тягу. Наиболее часто двигатель ломается при наборе тяги, когда судно разгоняют.
Для каждой модели самолёта свой параметр, который зависит от веса, поэтому единой цифры нет.
Средние скорости типовых самолётов:
- Boeing-747 – 270 км/час;
- Airbus-А380 – 268 км/час;
- Ил-96 – 250 км/час;
- Як-40 – 180 км/час;
- Ту-154 – 210 км/час.
Скорость Боинг-737
Чтобы понять, какая скорость у самолёта при взлёте, и как она возникает, рассмотрим пример Боинга-737. Он чаще российских лайнеров становится на воздушные линии, многие им летали, будет интересной данная информация.
Все пассажирские реактивные самолёты взлетают по одинаковой схеме. Разница заключается только в достижении величины необходимой скорости, что обусловлено весом авиалайнера.
Чтобы лайнер оторвался от ВВП, необходима скорость 180 км/час. После набора происходит поднятие носа аппарата, самолёт разгоняется на двух колёсах. Пилот опускает управление вниз, закрылки отклоняются. Как только достигается скорость 220 км/час, Боинг-737 взлетает.
Скорость Боинг-747
Скорость взлёта и приземления зависит от веса лайнера. Боинг-747 тяжелее 737, поэтому для того, чтобы оторваться от взлётно-посадочной полосы, ему необходимо развить скорость 270 км/час. Действия пилотов такие же, как при взлёте Боинга-737, и зависят от условий, с учётом которых выбирается вид взлёта, при котором лайнер после разгона может взлететь, и будет достаточно скорости самолета, как для взлёта, так и для посадки.
Скорость взлёта грузового самолёта
Исходя из вышеизложенных данных, следует, что скорость взлёта грузового самолёта будет зависеть от загруженности.
Чтобы оторваться от ВВП, «Мрия» набирает скорость 280 км/час в гружёном виде, и 270 км/час, если борт пустой.
Самый большой в мире грузовой самолёт «Мрия» Ан-225. Грузоподъёмность его составляет 640 тонн, максимально на борт он может взять 247 тонн веса, что в 4 раза превышает грузоподъёмность Boeing -747.