Так уж сложилось, что поездка в пассажирском поезде дальнего следования для жителя нашей страны — это больше, чем просто поездка. «Стуку колес» и другой поездной романтике были посвящены стихи, песни, фильмы и легенды. А еще это неразрывно связано с историей страны, о которой многие россияне ностальгируют. Поезда в СССР, выглядят почти так же, как и сейчас, но атмосфера в них была другая, особенная.
Поезда в СССР и сейчас — что в них изменилось?
Неделя под стук колес
Стоит отметить, что в советские времена самолет был вполне доступным. Но так уж сложилось, что советские люди в большинстве своем путешествовали на поездах. И особым спросом пользовались определенные направления. Самыми популярными были маршруты, которые везли советских граждан со всех концов большой страны к морю.
«Владивосток – Адлер», «Иркутск – Адлер», «Новосибирск – Адлер» — маршруты формировались таким образом, что поезд останавливался во всех крупных и не очень городах по всей стране. Часто получалось, что люди, которые ехали к морю, проводили несколько дней вместе в одном купе — и под конец становились просто родными. Поездка до моря могла продолжаться от 5 до 7 суток.
Кстати, именно в купе, советские люди ездили редко. Чаще загружались целыми семьями в обычный плацкарт, и готовы были провести несколько дней в компании незнакомых людей, лишь бы увидеть морской берег.
Также спросом пользовались поезда в Москву и Санкт-Петербург. Тут контингент пассажиров был несколько другой — экскурсионные группы, чаще школьники и студенты, которые сразу занимали почти целый вагон. Солидные люди, чиновники, командировочные — они занимали вагоны СВ, там царила особая атмосфера, эти люди могли себе позволить обед в вагоне-ресторане и другие элементы «не советской» жизни.
В современной России люди также ездят на поездах, но гораздо реже. Стоимость перелетов почти сравнялась со стоимостью ж/д билетов, да и добираться по воздуху в наши дни стало как-то привычней.
Жареная «кура» и «синдром попутчика»
Атмосфере советских поездов стоит уделить особое внимание. Обычай плотно кушать в поезде стал темой насмешек и анекдотов — жареная курица и яйца, помидоры и огурцы, все весьма запашистое и домашнее. А еще легендарный чай в железных подстаканниках, который разносили проводники. Именно за этим чаем попутчики засиживались допоздна, рассказывая друг другу все самое сокровенное, ведь уже наутро они должны были разойтись навсегда.
В современных поездках чай не разносят, а попутчики предпочитают проводить время с гаджетами. Хотя общение все же есть, но оно уже не такое теплое.
И еще в наши дни в поезде нельзя употреблять алкоголь, нельзя курить в тамбуре и даже на перроне. А в советские времена все это было можно, главное, вести себя прилично, за этим следили проводники.
Советский «овербукинг» и другие казусы
В советские времена не было электронного учета и часто случалась путаница. Иногда не хватало мест, несмотря на купленные билеты. А бывало, что жуликоватые проводники сажали «зайцев» и брали с них деньги наличными. Пассажиры были готовы ехать на третьей полке под потолком, лишь бы добраться до места.
На горизонте конец эпохи
Буквально недавно РЖД порадовало россиян новостью о том, что скоро вагоны поездов и вовсе преобразятся. Появятся пластиковые перегородки, шторки, многочисленные розетки, душ и многие другие удобные «примочки». А значит, поездки в поездах станут совсем другими.
Но многие россияне наверняка будут с теплотой вспоминать убаюкивающий стук колес и звенящие чайные стаканы, как символ душевности и ушедшей эпохи.
Автор бредит?
1. В СССР РЖД не было. Еще не родилось.
2. “Владивосток – Адлер”? И такого поезда не было. Да он и не нужен. Жители Владивостока, Хабаровска, Читы в Сочи не ездили. Не за чем, у них Тихий Океан под боком. Кстати, из Владика максимум поезд доходил до Москвы и до Харькова.
Автор, не пишите того, что не знаете.
Было МПС, а не РЖД.
Воркута – Адлер, Северная Пальмира, Мурманск – Адер, Новосибирск – Адлер, да было … И тёплая атмосфера без склок была, народ был более здоров психологически и более терпим. Было в целом меньше претензий к окружающим. Не было телепособий по скандалам, как Дом – 2 и прочего ТВ уродства.
В советское время самолётом добираться до пункта назначения было гораздо дороже, чем на поезде. Обычно только жители Камчатки т др. отдалённых районов массово пользовались воздушным транспортом.
Ну да, дороже. Но билет например на самолет Ленинград-Архангельск стоил 12 рублей и мои знакомые летали на выходные из Ленинграда в Архангельск на охоту. И это были не секретари ЦК, а обычные работяги. В Москву, по-моему тоже 12 руб. стоил, а плацкарт стоил 6 рублей, зато купейный на Москву стоил то ли 11, то ли те же 12 руб. Ленинград-Владивосток самолет стоил 141 руб. в середине 80-х. Все планировалось и было доступно. Засада была в приобретении билетов. Билетная подпольная “мафия” была. Во всяком случае с билетами на поезд. Приходишь к открытию касс за 45 суток, а билетов уже нет.
Я,хоть в последнее время,очень редко пользуюсь железнодорожным транспортом,ностальгия по временам СССР, когда под стук колёс,ездил в гости в Одессу, в Ленинград, Москву – это незабываемо !