Аэроэкспресс: описание, история и действующие маршруты

Транспортные перевозки — одна из самых больших проблем, которые затронули крупные города России. Особенно остро вопрос своевременной доставки пассажиров встает тогда, когда требуется переезд между крупными транспортными узлами (железнодорожными вокзалами и аэропортами). Самым популярным видом транспорта по данным направлениям является аэроэкспресс — это электропоезд, призванный осуществлять перевозку пассажиров между крупными аэропортами Москвы и центральными железнодорожными вокзалами.

Название этого вида транспорта пошло от наименования компании-владельца ООО «Аэроэкспресс» (компания, работающая в сфере интермодальных перевозок). Фирменные цвета компании — белый и красный, логотип аэроэкспресса — пять самолетов, разлетающихся в разные стороны.

Аэроэкспресс до аэропорта

История

 Год Событие
2005 год Создание компании ООО «Аэроэкспресс», цель которой оперативно перемещать пассажиров между центральными железнодорожными вокзалами Москвы и тремя крупнейшими аэропортами (Внуково, Домодедово и Шереметьево).

Дополнительно осуществлялась деятельность по перевозке пассажиров до подмосковного города Лобня.

2011 год Основана дочерняя компания РЭКС, которая занималась железнодорожными перевозками пассажиров до пригородных населенных пунктов.
15 февраля 2012 года Расширение деятельности компании: открыто направление Адлер-Сочи.
Февраль 2012 года Начало строительства ремонтной базы для аэроэкспрессов. Ремонт депо был завершен в 2014 году. Компания стала самостоятельно обслуживать собственные вагоны.
20 июля 2012 года Расширение деятельности компании: открыты пассажирские перевозки между городом Владивостоком и аэропортом Кневичи.
1 мая 2013 года Пассажирские перевозки по направлению Адлер-Сочи переданы в управление РЖД.
22 мая 2013 года Расширение деятельности компании: запущен аэроэкспресс между Казанью и ее аэропортом.
Январь 2015 года В связи с убытками от региональных перевозок и нерешенной ситуацией с возмещением затрат из региональных бюджетов, аэроэкспрессы в Казани и Владивостоке перестали работать. Деятельность была передана местным компаниям по перевозкам.
Август 2015 года Прекратились пассажирские перевозки между Москвой и Лобней.
2017 год На линии были выпущены первые двухэтажные поезда, которые были введены в эксплуатацию на маршрутах до Домодедово и Внуково.

Собственники и руководство

ООО «Аэроэкспресс» владеют 4 собственника: 2 физических лица — Искандер Махмудов (17,5%), Андрей Бокарев (11,66%) и 2 юридических лица — АО «Российские железные дороги» (25%), ООО «Дельта-Транс-Инвест» (45,84%).

С 2018 года Генеральным директором компании ООО «Аэроэкспресс» является Алина Бисимбаева.

Показатели деятельности

По статистике самым прибыльным годом стал 2014 год. В этот период пассажиропоток составил 19,7 млн чел. Это обусловлено тем, что в работе были задействованы все мощности компании: работали все направления, включая Лобню, Владивосток и Казань.

Наибольшую долю в перевозках занимали московские направления (Домодедово — 39%, Шереметьево — 32%, Внуково — 13%). Объем пассажиропотока в Казани Владивостоке и Лобне небольшой — 16%, но он внес свой вклад в общий результат деятельности компании.

В 2015 году пассажиропоток между железнодорожным узлом Москвы и тремя аэропортами снизился на 22% по сравнению с 2014 годом и составил 13 миллионов человек.

Деятельность транспорта аэроэкспресс

Начиная с 2015 года наблюдается негативная тенденция по снижению количества пассажиров, воспользовавшихся услугами компании ООО «Аэроэкспресс», вплоть до 2017 года. В 2017 году наблюдается самый низкий уровень пассажиропотока, составивший 11,6 миллионов пассажиров. Однако, в 2018 году наметился незначительный рост, составивший 3% по сравнению с 2017 годом. Но уровня 2014 года так и не было достигнуто.

Среди основных причин снижения спроса на услуги аэроэкспрессов можно назвать:

  • Снижение числа авиапассажиров.
  • Высокая стоимость проезда (при групповых или семейных переездах выгоднее прибегать к услугам такси).

Города и линии

По состоянию на 2019 год основным направлением работы ООО «Аэроэкспресс» являются пассажирские перевозки от центральных железнодорожных вокзалов Москвы до аэропортов.

Важно! Карта аэроэкспрессов Москвы нанесена на общей схеме метро, чтобы пассажирам было удобней ориентироваться.

Маршрут аэроэкспрессов на карте

Действующие маршруты

Цена поездки на аэроэкспрессе на 1 человека составляет 500 рублей. Если билет приобретается заранее (не позднее 3-х дней до поездки) посредством мобильного приложения или через официальный сайт, то стоимость снижается до 450 рублей.

Павелецкий вокзал — аэропорт Домодедово

Август 2002 года — дата открытия первого маршрута по направлению Павелецкий вокзал — Аэропорт Домодедово. Для его работы использовалась ужу существующая инфраструктура для обычных электричек.

В период с 2006 по 2008 год маршрут по данному направлению был продлен. До аэропорта Домодедово можно было доехать от Белорусского вокзала Москвы с остановкой на Курском вокзале. Маршрут был отдан в управление ООО «Аэроэкспресс» в июле 2008 года.

На текущий момент на маршруте работают электропоезда серии ЭШ2, которые были запущены в конце 2017 года. С 28 декабря 2018 года поезда стали делать остановку на платформе Верхние Котлы.

Киевский вокзал — аэропорт Внуково

2004 год ознаменовался открытием пассажирских перевозок от Киевского вокзала до станции Аэропорт. Станция располагалась на расстоянии от самого здания аэропорта Внуково, поэтому далее перевозка пассажиров осуществлялась на автобусах. К августу 2005 года закончилось строительство продленной железнодорожной ветки, и с того момента пассажиры доставлялись непосредственно на подземную платформу аэропорта с возможностью перехода в терминальный комплекс. ООО «Аэроэкспресс» контролирует данное направление перевозок с мая 2008 года. На текущий момент на маршруте работают электропоезда серии ЭШ2, которые были запущены в конце 2017 года.

Белорусский вокзал — аэропорт Шереметьево и Белорусский вокзал — Одинцово

Перевозка авиапассажиров по данному направлению была начата позднее всех, только в августе 2009 года, что связано с открытием терминала на Белорусском вокзале. Это единственный маршрут, на котором отсутствовали остановки. Только в сентябре 20018 года была анонсирована промежуточная станция Окружная. Время в пути составляет около 35 минут, интервал между поездами 30 минут.

На маршруте работают электропоезда класса ЭД4МКМ-АЭРО. Невозможность использования двухэтажных электропоездов ЭШ2, обусловлена техническим несоответствием габаритов поезда и крытых перегонов маршрута.

В июле 2019 года часть поездов начала курсировать по продленному маршруту от Белорусского вокзала до станции Одинцово. Следует отметить, что на промежутке от Одинцово до Белорусского вокзала можно проехать по обычному пригородному билету и по билету Аэроэкспресса.

Аэроэкспресс в Шереметьево

Бывшие маршруты

Бывшие маршруты — это направления перевозок, которые первоначально обслуживались компанией ООО «Аэроэкспресс», а позже были переданы в региональное управление.

Владивосток — аэропорт Кневичи

Маршрут от Владивостока до аэропорта Кневичи был открыт в июле 2012 года. На линии были организованы промежуточные остановки на платформах Вторая речка, Угольная и Артем. Сначала работало семь рейсов в день на каждом направлении. С 2013 года количество рейсов увеличили до 10 пар в день. Длительность поездки составляла 48 минут, с интервалом 2 часа.

Данное направление изначально стало убыточным. Это обусловлено тем, что Приморский край, находясь на границе с Японией (где развито автомобилестроение), имеет один из самых больших автопарков среди всех регионов России. Большинство населения края предпочитает пользоваться автотранспортом, тем более, что ситуация с автомобильными пробками не такая плачевная, как в Москве. Именно поэтому, пассажиропоток на аэроэкспресс Владивосток — Кневичи был незначительным.

Первоначально компенсацию убытков планировалось возложить на правительство России, но вопрос так и остался в подвешенном состоянии. Поэтому ООО «Аэроэкспресс» передало данное направление в региональное управление компании ООО «Экспресс Приморья» в 2015 году.

Казань — Международный аэропорт Казань

В преддверии Универсиады в мае 2013 года был организован маршрут аэроэкспресса между международным аэропортом Казани и самим городом (железнодорожный вокзал). Длительность поездки — 20 минут, на линии работало 18 поездов (по 9 на каждое направление).

Под управлением ООО «Аэроэкспресс» пассажирские перевозки просуществовали недолго, до февраля 2015 года. Далее эти маршрутом стала заниматься ОАО ППК «Содружество». Теперь это обычные электрички с остановками на 5 промежуточных станциях.

Савеловский вокзал — станция Лобня — аэропорт Шереметьево

Декабрь 2005 года ознаменовался открытием направления перевозок аэроэкспрессом от Савеловского вокзала до пригородного населенного пункта Лобня. Тогда еще не была достроена линия от Лобни до аэропорта Шереметьево, пассажиры пользовались автобусными перевозками. В июне 2008 года было окончено строительство пассажирского терминала для аэроэкспрессов в Шереметьево, и маршрут электропоездов был продлен. Однако в сентябре 2009 года было решено изменить маршрут движения аэроэкспресса, и теперь до аэропорта Шереметьево можно было уехать с Белорусского вокзала. Транспортировку пассажиров со станции Савеловский вокзал до пригорода Лобня осуществляет ОАО «ЦППК».

Аэроэкспресс бывшие маршруты

Перспективы в Санкт-Петербурге

Аэропорт Пулково располагается в 15 километрах от северной столицы России. Вполне логичным было бы обеспечить доставку пассажиров на аэроэкспрессах. Этот вопрос обсуждается на правительственном уровне достаточно давно, при этом проект постоянно претерпевает изменения. Первоначально планировалось запустить аэроэкспрессы с Балтийского вокзала Санкт-Петербурга. Позже Маршрут изменили, и теперь это «Витебский вокзал — Аэропорт Пулково».

В 2018 году на полях Петербургского международного экономического форума было заключено соглашение о намерениях между г. Санкт-Петербург и ООО «Аэроэкспресс». Проект должен быть реализован с участием как федерального бюджета, так и с привлечением частных инвесторов (около 40% стоимости проекта). Срок завершения — 2022 год. Планируется, что длительность нахождения в пути составит 20-30 минут.

Подвижной состав

На текущий момент весь подвижной состав ООО «Аэроэкспресс» приобретен в собственность. На заре своей работы электропоезда арендовались у РЖД.

Аэроэкспресс в Санкт-Петербурге

Действующий

В собственности ООО «Аэроэкспресс» находятся электропоезда двух видов ЭШ2 (11 штук) и ЭД4МКМ-АЭРО (7 штук). Все электропоезда были разработаны по специальному заказу совместно российским предприятием (Демиховский машиностроительный завод) и швейцарской компанией (Stadler). Основные характеристики поездов представлены в таблице.

ЭШ2 ЭД4МКМ-АЭРО
Выпускались на швейцарском заводе и заводе в Белоруссии. Производитель — Stadler. Изготовлен на базе электропоезда ЭД4МКМ специально для ООО «Аэроэкспресс».
Двухэтажный аэроэкспресс. Имеют 1 этаж.
Салон и технические характеристики соответствуют европейскому уровню. Характеризуется более обтекаемой формой головного вагона. Обладает прислонно-сдвижными дверями и герметичными межвагонными гармошками.
Максимальная скорость 160 км/ч Салон оснащен полуавтоматическими одностворчатыми стеклопластиковыми дверями между тамбуром и салоном. Форточки в окнах отсутствуют, наличие туалетов в каждом вагоне, сплошные багажные полки.
Выпущены в период с 2014 по 2016 года. Производились в период с 2007 по 2009 года.

Аэроэкспресс ЭШ2 двухэтажный

Пассажирские салоны

Каждый аэроэкспресс имеет один вагон бизнес-класса. Чем отличается вагон аэроэкспресса бизнес-класса? Он имеет кожаные кресла, которые расположены по 2 с каждой стороны вагона, а также индивидуальные розетки для каждого пассажира. В обычном вагоне кресла располагаются по схеме 2+3 и обиты тканью. Стоимость билета в вагоне бизнес-класса выше, чем в простом вагоне.

Обязательно в каждом вагоне есть багажные полки, отопление и кондиционеры. Вагоны оснащены системами безопасности и противопожарной защиты, системой информирования пассажиров, туалетами. Дополнительно в рамках удобной социальной среды каждый состав имеет вагон для пассажиров с ограниченными физическими возможностями.

Пассажирский салон в аэроэкспрессе

Снятые с эксплуатации

С момента начала деятельности ООО «Аэроэкспресс» на линиях работало несколько видов подвижных составов. Первоначально перевозки осуществлялись на арендованных у РЖД электропоездах ЭМ2, ЭМ2И. Эти поезда были окрашены в бело-бежевый цвет и имели салоны повышенной комфортности. Отстранены от использования в 2010 году.

До 2018 года в составе парка ООО «Аэроэкспресс» ключевое место занимали поезда ЭД4М. Поезда произведены на Демиховском машиностроительном заводе, также были взяты в аренду у РЖД. Несмотря на длительный период использования данной модели, поезда периодически модернизировались. Более старые составы передавались на обычные маршруты и заменялись на более новые. Если в начале 2000-х годов поезда были оснащены раздвижными дверями, резиновыми переходами между вагонами, то уже после 2010 года двери стали прислонно-сдвижными, а переходы герметичными.

На перевозках пассажиров по ветке Владивосток-Кневичи использовались электропоезда марки ЭД9М. По основным техническим характеристикам они соответствовали поездам ЭД4М, также имели прислонно-сдвижные двери и герметичные переходы между вагонами. Электропоезда были покрашены в фирменные цвета ООО «Аэроэкспресс», но после передачи маршрута в региональное управление были перекрашены в цвета РЖД.

В Казани перевозки осуществлялись на поездах типа ЭС1. Длина поезда составляла 5 вагонов, которые были оснащены мягкими креслами в 2 ряда по 2 и 3 кресла соответственно.

Недействующий аэроэкспресс ЭС1

Скорость движения

Очень часто пассажиров интересует вопрос, с какой скоростью едет аэроэкспресс. Скорость движения зависит от типа поезда. Электропоезд типа ЭШ2 может развивать скорость до 160 километров в час.

Максимальная скорость действующих электропоездов ЭД4МКМ-АЭРО составляет до 120 километров в час.

Способы оплаты проезда

Для покупки билетов на аэроэкспресс компания внедрила бесплатное приложение. Сегодня пассажиры могут оплатить билет несколькими способами:

  • при помощи банковской карты (доступна любая платежная система, в том числе карта JCB (введена ООО «Аэроэкспресс» в 2018 году);
  • со счета мобильного телефона (любой оператор сотовой связи);
  • при помощи мобильного кошелька — PayPal.

Важно! Владельцы карт международных платежных систем могут приобретать билеты непосредственно на турникетах. Для этого к считывающему устройству, обозначенному желтым кругом, нужно поднести банковскую карту, мобильное устройство или транспортную карту «Тройка».

Оплата проезда на аэроэкспресс

Можно ли заряжать телефон

Зарядка телефона — одна из основных проблем, возникающих у пассажиров, которые находятся на постоянной связи с родными либо коллегами по работе. Каждый вагон аэроэкспресса оснащен розетками. В обычных вагонах расположено 8 розеток, которые находятся рядом с большими багажными полками. В вагонах бизнес-класса каждый пассажир имеет персональную розетку. Таким образом, возможность зарядить телефон у пассажиров аэроэкспресса есть всегда.

Преимущества и недостатки

 Преимущества аэроэкспресса Недостатки аэроэкспресса
Сокращение временных затрат на перемещение до аэропорта (по сравнению с другими видами транспорта). Необходимость добираться до железнодорожного вокзала или промежуточных остановок аэроэкспресса
Более низкая стоимость (по сравнению с такси), особенно если речь идет о поездке всей семьей. Перерыв в курсировании поездов с часа ночи до шести утра.
Повышенная безопасность.
Комфорт

Бонусная программа

ООО «Аэроэкспресс» постоянно обновляет условия приобретения билетов на поездки. Компанией разработана бонусная программа «Аэроэкспресс Бонус», согласно которой есть возможность приобрести билет на поездку в аэроэкспрессе за 1 рубль. При покупке билетов пассажиру, прошедшему регистрацию, начисляются баллы.

Важно! Баллы будут начислены только при покупке через личный кабинет, мобильное приложение или сайт компании.

Сумма баллов зависит от типа приобретаемого билета:

  • за один билет по тарифу «Стандарт» — 50 Баллов;
  • за тариф «Стандарт Предварительный» — 50 баллов;
  • за один билет по тарифу «Бизнес» – 150 Баллов;
  • за один билет по тарифу «Туда-Обратно» – 100 Баллов.

Далее эти баллы можно зачесть при покупке премиальных билетов по специальной цене (таблица ниже).

Тариф Количество баллов Специальная цена, руб.
Бизнес 600 750
Бизнес 1350 1
Стандарт 200 250
Стандарт 450 1

Дополнительно компания внедрила новую систему тарифов Аэроэкспресс+такси. Приобретая билет по такой программе, пассажир одновременно оплачивает поездку на такси (услуга такси распространяется на зону внутри третьего транспортного кольца). Системой тарифов предусмотрено 3 модификации:

  • Стандарт + такси (1 стандартный билет на аэроэкспресс и такси для 1 пассажира);
  • Парный +такси (билет на аэроэкспресс и поездка на такси для 2-х пассажиров);
  • Группа + такси (проезд на аэроэкспрессе и такси до 4-х человек).

Пользуясь этими тарифами, можно значительно сэкономить.

Таким образом, аэроэкспресс — это наиболее быстрый и удобный вид общественного транспорта, позволяющий добраться до основных аэропортов Москвы, минуя столичные пробки.

Оцените статью
Журнал приключений
Добавить комментарий