Сканеры выполнения досмотровых процедур широко применяются во всех российских аэропортах. Такой способ проверки пассажиров и их багажа значительно снижает временные затраты на осмотр. Сканер в аэропорту с рентгеновскими или микроволновыми лучами поможет видеть такие особенности, которые не способен заметить ни один работник отдела безопасности. Например, если пассажир пытается провезти запрещенные вещества или небольшие предметы, проглотив их.
- Принципы работы сканеров аэропорта
- Технологии
- Сканер в аэропорту: назначение
- Как работают сканеры в аэропорту, что показывает аппарат
- Виды сканеров в аэропортах
- Рентгеновский сканер на основе обратного рассеяния
- Микроволновый сканер
- Рентгеновские сканеры для багажа
- Можно ли обмануть сканер
- Безопасность и здоровье
- Альтернатива
Принципы работы сканеров аэропорта
Визуально, на первый непрофессиональный взгляд, процедура сканирования человека в аэропорту схожа с ежегодно проходимой в поликлинике флюорографией. Понятны переживания пассажиров, часто летающих авиарейсами о безопасности излучения для здоровья. Специалисты считают, что микроволновые и рентген-лучи, которые исходят от сканирующих устройств, безопасны. Они не превышают пороговое значение в половину микрозиверта, в то время, как медицинский рентген излучает до шестисот рентген.
Технологии
Технологии, как просвечивают багаж в аэропорту, представлены двумя видами сканирующих устройств. Это рентгеновский и полноразмерный сканер.
Рентгеновский представляет собой две будки. Досматриваемый пассажир должен встать между ними. С помощью рентгеновских лучей получается два снимка — переднего и заднего. Материалы и поверхности с маленькой плотностью имеют белый цвет. Например, тело человека. В темный цвет на снимке окрашиваются металлические предметы и другие вещи с повышенной плотностью.
В работе полноразмерного сканера используются волны диапазона в несколько миллиметров. Их излучают две антенны, которые вращаются вокруг досматриваемого пассажира. Предметы одежды при излучении сканера выводятся на экран как прозрачные. Изображение выходит очень подробным и четким, и более реалистичным в сравнении с рентгеновским сканером.
Сканер в аэропорту: назначение
Сканеры предназначены для быстрого и точного проведения процедуры досмотра пассажиров в аэропорту. Он занимает в несколько раз меньше времени по сравнению с обычной формой контроля. Также он обладает более высокой информативностью и позволяет рассмотреть и заметить мельчайшие детали.
Как работают сканеры в аэропорту, что показывает аппарат
Сканеры способны просвечивать сквозь одежду человека и его тело таким образом, что от него не получится скрыть запрещенные к провозу предметы. В зависимости от типа сканера получается изображение с засвеченными участками или человека без одежды, но с предметами, которые он имеет при себе.
Виды сканеров в аэропортах
В российских аэропортах применяют несколько видов сканеров, чем просвечивают багаж пассажира в аэропорту. Каждый из них показывает тело человека по-разному. Изображение микроволнового устройства менее информативно, но оно и меньше всего вредно для человека. То есть при прохождении досмотра через него он подвергается воздействию тех же электромагнитных волн, что и в повседневной жизни. Например, мобильных телефонов и микроволновок.
Рентгеновский сканер на основе обратного рассеяния
Принцип, как работает рентген сканер обратного рассеивания в аэропорту, схож с рентген-аппаратом. Но в отличие от него, лучи отражаются от тела человека, а не проходят сквозь него. В зависимости от плотности материалы отображаются на снимке в разных цветах. Кожа и мышцы — в светлых, более плотные материалы — в темных. Чтобы получить подробные данные при досмотре, сотрудник делает два снимка пассажира — сзади и спереди.
Микроволновый сканер
Досмотр с помощью микроволнового сканера производится следующим образом: вокруг пассажира, находящегося в закрытой будке, двигаются специальные антенны. Благодаря волнам миллиметрового диапазона получается четкое и объемное изображение.
Рентгеновские сканеры для багажа
Альтернативой рентгеновским сканерам для досмотра багажа является рамка металлодетектора в аэропорту. Она используется для выявления предметов из металла в подавляющем большинстве аэровокзальных комплексов. Пассажир с сумкой должен пройти через прямоугольную арку. После чего при обнаружении металлической вещи, запрещенной к провозу на борту воздушного судна, детектор издает характерный звук.
Устройство не выделяет рентгеновского излучения и не сохраняет сведений об авиапассажире. Оно абсолютно безопасно, но и менее эффективно для выявления нелегально провозимых предметов, в сравнении со сканером на багажной ленте.
Можно ли обмануть сканер
Даже если предположить, что можно обмануть высокоточные и технологичные сканеры, то пронести запрещенные предметы в самолет невозможно. Безопасность аэровокзальных комплексов обеспечивают специальные сотрудники, психологи, кинологи, камеры видеонаблюдения. Обмануть всю эту систему не получится.
Безопасность и здоровье
Больше всего пассажиры волнуются при использовании для досмотра рентгеновского детектора. Производители подобных устройств утверждают, что пассажир получает облучение в дозе не более полумикрозиверта.
Рентгенаппарат образца советского времени излучает 600 микрозиверт всего за одну процедуру флюорографии, современные устройства — около 60. В сканере в аэропорту человек подвергается воздействию минимального количества радиации.
Микроволновый сканер сравним по степени выделяемого излучения со смартфоном. Рентген-сканер дает столько же облучения, сколько пару минут нахождения в полете.
Однако существует рекомендация Роспотребнадзора не чаще, чем 20 раз за один год. Беременные женщины и дети проходят процедуру досмотра только ручным методом.
Этической проблемой использования сканеров в аэропортах является то, что некоторые пассажиры отказываются демонстрировать свое тело оператору. Они переживают о том, что видно на сканере в аэропорту. Хотя имеется всеобщая договоренность между воздушными гаванями. Снимки и изображения после завершения досмотра не сохраняются.
Альтернатива
Пассажир всегда имеет право отказаться от досмотровой процедуры с применением сканирующего устройства. Совсем избежать проверки не получится. Ее проведет сотрудник службы безопасности одного пола с пассажиром ручным способом. Он представляет собой особую методику прощупывания через одежду. Такая форма досмотра не требует нахождения в кабинке наедине или необходимости раздевать. Часто такой способ используют девушки.
Все пассажиры обязаны проходить досмотровые процедуры перед полетом на воздушном судне. Сделать это оперативно и достоверно поможет сканирование рентгеном и микроволнами в аэропорту. Дозы их излучения минимальны и не приносят вреда здоровью человека. При отказе пассажира от такого способа досмотра, например, при беременности, ему придется пройти не рентген в аэропорту, а ручной осмотр.