Как известно, на заре судоходства люди плавали в морях и океанах на ненадежных деревянных кораблях под парусами. Этот транспорт был неудобен тем, что сильно зависел от погодных условий: бурей его могло сильно сбить с курса (а то и потопить), а штиль заставлял мотыляться долгое время без дела, вдали от суши. Нередко из-за этого плавание затягивалось на многие месяцы, а экипажи судов были вынуждены выживать в экстремальных условиях.
И самой большой проблемой становилась добыча пресной воды, ведь взять ее в океане было почти что негде. А возить большой запас с собой — накладно, ведь бочки занимали много места и нагружали судно.
Да будет вода!
Моряки — народ изобретательный, проявление смекалки — это один из принципов выживания вдалеке от суши. Если не удастся добыть воды, то придется умереть от жажды, или-или, третьего не дано. Так что приходилось напрягать интеллект и придумывать разные способы.
Чаще всего на кораблях собирали дождевую воду, для чего в время ливня специально развешивали тканевые полотнища, а потом отжимали их в бочки. Либо вешали брезент, и в немо вода натекала, как в чашу. Если дефицит был очень острый, а осадков не предвиделось, то пили собранный по утрам конденсат — росу, оседавшую на всех поверхностях. На крайний случай годилась морская рыба — в ее тканях тоже содержалось вода, так что мясом можно было утолить и голод, и жажду.
К настоящему времени изобрели опреснители морской воды, которые ставят на всех судах. Так что современным морякам смерть от жажды грозит только в случае поломки данного аппарат, но тогда можно воспользоваться одним из дедовских способов.
Режим жесткой экономии
Стоит сказать еще о том, что в старину на кораблях пресную воду расходовали очень экономно, так, чтобы небольшого количества хватало надолго. Грузить слишком много бочек с жидкостью на борт — значит оставить меньше места для товаров, что грозит убытком. Да и перегруженный корабль — это риск быстро пойти ко дну в бурю. Поэтому было легче вводить для экипажа режим жесткой экономии в плавании.
Матросов не случайно кормили в основном солониной — соль отлично задерживает воду и не дает ей быстро покидать организм. А значит и восполнять недостаток влаги придется реже. В день каждому человеку выдавали не более стаканчика воды, а мыться и стираться можно было только в море.
Пресная вода на судне была на вес золота, ее запасы охранялись чуть ли не с оружием в руках. И ее очень редко использовали для готовки, чаще всего на камбузе хранились сухие пайки, а не сырые продукты, требующие варки.
Автор, дорогой, воды можно запасти не мерено, проблема сохранить или она станет страшнее яда. А капитану корабля нет проблем пополнить запасы при наличии исправных парусов, мачты и секстанта. Каботажники, так те вообще не заморачиваются. А вот на счет удаления жажды солониной, проверьте на себе, что бы такой ерунды не писать. Наешьтесь селедочки на ночь.
Соль хороший консервант. Слышал, что у пендосов есть солевые таблетки для уталения жажды. Но на практики, после соленого пить хочется втройне.
чушь дилетанта
Автор на счет селедки прав. Мой отец рассказывал, как они летали по 8-10 часов сряду, садясь только на дозаправку. Рецепт такой: – с утра половина литра горячего чаю со столовой ложкой сливочного масла. Можно добавить сахару. Съедаешь всю тушку соленой сельди. запиваешь этим (противным) чаем и съедаешь небольшой кусочек хлеба. В течении указанного времени ни хочется есть, пить и, простите, по малой нужде.
Уверен, что и сейчас летчики дальней авиации пользуются таким или похожим рецептом. Одно НО. в этот период нельзя (да и не хочетя) сделать даже глотка воды, иначе режим нарушается и из летчика -штурмовика получается барышня, которая хочет есть, пить и писать. В воздухе это смерть.
Ещё один литейщик пуль. Отец врать и научил. А то, что на выведение соли организм ещё больше воды расходует и ССАТЬ всё равно захочется, в биологии за среднюю школу почитай. Вот на ЧЁМ летал твой отец? Если не на истребителе, а эти машины по 10 часов не летают, то и попить и пописать можно! От обезвоживания бывает и помрачение и потеря сознания. Это прикольно в воздухе!
А когда это наши предки попали в океан или хотя бы в море???
Солониной кормили не специально, просто в то время в дорогу реально было взять с собой сушеное, соленое и копченое. Остальное просто протухало в тепле….
После пары недель такого рациона свежую рыбу сожрешь даже не потроша….
Воду на судно брали (по возможности) дистилированную – тоже из-за сроков хранения. После вскрытия переливали несколько раз из бочки в бочку, иногда добавляли морской воды. Дистилированной водой напиться сложно. Когда пьешь ошущения – как воздух глотаешь….
имя капитана подлодки от Ж. Верна пишется с большой буквы – Немо.
Тема раскрыта через пень колоду – что-то автор слышал, но НИЧЕГО не читал. Текст грязный как в смысле стилистики, так и в грамматическом. Конечно, на карантине можно писать всякую ахинею, но ведь это кончится когда-то. Как к людям-то выйдешь потом?
Я потомственный офицер, подполковник в отставке. Мой отец до ВОВ служил на Дальнем Востоке, где ежедневные по сопкам марш-броски в полном снаряжении были нормой. Называлась такая физподготовка – “сопка ваша – сопка наша”. Так вот, отец рассказывал, что перед броском им выдавали по куску соли-лизунца, и никакой воды. Так что практика задержания в организме влаги таким методом вполне оправдана и проверена нашими отцами и дедами.
во пули отливает! А как вовремя тебя в отставку отправили!
Солонина на судне использовалась не потому, что соль задерживает влагу, а потому, что самыми доступными и эффективными способами сохранения продуктов на долгий срок в плавании были соление либо квашение. Еще один вариант – “живой натурой”, то есть загрузка на судно живых свиней, овец, коз, кур (последние к тому же не только мясо, еще и яйца несут).
Солонину (засоленные “в дуб” куски мяса или рыбу) перед приготовлением обычно вымачивали, если была возможность (к примеру, судно шло вблизи берегов и могло пополнять запасы пресной воды). Кроме того, рацион моряков составляли крупы и бобовые, так вот для их варки применялась как раз морская вода – уже “посолено по-вкусу”. И до сих пор многие яхтсмены используют этот способ для экономии запасов пресной воды.
Норма выдачи была далеко не стакан в день на человека. Кроме того, в эпоху расцвета парусного флота наряду с водой обязательно выдавались лимонный сок и алкоголь. В смеси это давало более-менее безопасный для питья “коктейль”, потому что пресная вода в деревянных бочках, особенно в жаре тропиков, начинает “цвести” и зеленеть.
Добывание из сырой рыбы “рыбного сока” и использование его для утоления жажды было придумано и опробовано на практике доктором Аленом Бомбаром в XX веке. Что, разумеется, не отменяет того, что моряки в эпоху парусного флота, потерпевшие кораблекрушение или оказавшиеся на шлюпке посреди океана, могли есть и ели сырую рыбу, и не брезговали выпить кровь пойманной чайки. Но это крайние меры в целях выживания, а вовсе не норма.
Кроме того, в зависимости от региона плавания могли использоваться, к примеру, те же кокосы, как дополнительные источники влаги. Они, в отличие от воды в емкостях, даже при длительном хранении вполне употребимы в пищу.
автор видимо далёк от кулинарии.Солонина не для задержки соли в организме. От соли можно и кони кинуть. Когда почки откажут. Солонина просто способ консервации.
Рассказывал отец,в 1937 году был призван на срочную службу,проходил в учебном пехотном полку;перед марш-броском солдат кормили воблой или селёдкой,после пили чай и в течении дня пить больше не хотелось.